Глава Петроградского района рассказал, зачем у «Газпром Арены» установят флагшток

- Вы четвертый год возглавляете Петроградский район. В чем, по-вашему, его отличие от других исторических районов города? И в чем сходство?
- У центральных районов Петербурга есть общая специфика: историческая застройка и, конечно, вода, омывающая все береговые линии. С точки зрения архитектуры наша особенность - наиболее сохранившиеся здания северного модерна. Как и в других исторических районах, здесь размещены высокотехнологичные производства, в основном это оборонные предприятия, где средний возраст сотрудников – 36-40 лет. Это и туристическая часть города, и транзитный район, через который люди утром едут на работу, а вечером возвращаются домой. У нас нет спальных зон, зато есть Крестовский, Каменный и Елагин острова. Это замечательные парковые зоны, наш большой плюс, который отличает Петроградский район от соседних. С одной стороны, это зеленые легкие центра города, но и очень высокая нагрузка летом. Фактически это городской курорт, где отдыхает колоссальное количество петербуржцев и туристов. Есть одна очень важная часть, которая делает Петроградский район особенным, - это спортивная составляющая. На нашей территории расположены два больших стадиона - «Петровский» и «Газпром Арена», рядом «Юбилейный» и «Сибур Арена».
- То есть Петроградский район – это центр притяжения для людей с разными интересами?
- Да, я могу отметить и другие спортивные сооружения: велотрек, легкоатлетический манеж, гребные базы, парусные школы. Все это есть только в нашем районе. В стратегии его развития мы опираемся на сложное сочетание высокотехнологичных производств, туристических потоков, болельщиков, которых нужно пропустить через район, сделав его безопасным, дать возможность людям насладиться сервисом, правильно разгрузить транспортные потоки. Это очень сложная смесь, которая отличает нас от других районов Петербурга.
- Вы заговорили о болельщиках, поэтому не могу не спросить, как Петроградский район готовится к Евро-2020? Как украсят улицы?
- Есть несколько глобальных событий, которые должны произойти к Евро-2020, уже подготовлен план развития части Крестовского острова, которая будет непосредственно соприкасаться с местами проведения футбольных матчей. После чемпионата все новые объекты останутся на улицах и будут радовать петербуржцев. Конечно, они будут в футбольной тематике, грех не воспользоваться таким праздником.
- О каких конкретно новых объектах вы говорите? Что появится на Крестовском острове к чемпионату?
- Например, флагшток высотой в 105 метров, который мы начнем строить в 2020 году вместе с ПАО «Газпром» у станции метро «Новокрестовская». В этом году на Южной дороге мы поставили большой футбольный мяч, который в следующем году подсветим разными цветами изнутри, как и было задумано изначально. На всех точках въезда на Крестовский остров появятся малые архитектурные формы – зеленые украшения и футбольные мячи, стилизованные под Евро-2020. Правда, у оператора проведения чемпионата есть свои ограничения по внешнему виду декора, будем с ним все это согласовывать.
- На каких территориях будет сделан акцент?
- Южная и Северная дороги, проспект Добролюбова, обратная сторона Петровской набережной. Мы планируем украсить около 7-8 участков, которые покажут, что наш район самый футбольный в городе.
- До чемпионата Европы еще достаточно далеко, а зима уже в разгаре. В прошлом году было много нареканий к уборке города? Как район подготовился в этом году?
- Уборка делится по территориальному признаку, полномочия распределены очень сложно. Мне, как главе района, этот принцип понятен, но для жителя это чехарда из разных собственников, которые отвечают за разные участки. Сейчас мы меняем эту систему.
- Каким образом?
- В Петроградском районе очень узкие тротуары, где могут работать только дворники, в этом году пешеходные дорожки перешли в ведение района. Мы сформировали несколько бригад общей численностью в 50 человек, между которыми поделили тротуары и часть магистралей, закупили 16 единиц малогабаритной техники. Это ручные культиваторы, щетки, отбойники льда. Работа этих бригад перекликается с уборкой внутриквартальных территорий, которые находятся в ведении муниципалов. Сейчас они через тендеры выбирают подрядчиков. Мы традиционно выступаем за то, чтобы наши жилкомсервисы участвовали в конкурсах и выигрывали в конкурентной борьбе. Тогда получается очень правильная связка: мы вывозим снег из дворов на узкие тротуары. Следующая наша бригада перемещает его на дороги. В свою очередь подрядчик Комитета по благоустройству ГУДП «Центр» собирает снежные массы с магистрали.
- Схема понятная, но в ней остались неохваченными зеленые зоны.
- Пока они относятся к садово-парковому хозяйству. Но по программе передачи полномочий к 2021 году они отойдут к районным администрациям. Мы будем их очищать от снега. В зимней уборке нам очень помогает информационная система, которая помогает видеть, как работают дворники, летучие бригады, кровельщики, как спланировать их работу, чтобы была четкая последовательность действий. И если появляется десинхронизация, система сообщает о проблемах. Тогда я или мои заместители оправляемся на объект, чтобы разобраться в ситуации. Летняя уборка показала, что эта система заработала.
- Но зима пока не дала возможности применить этот опыт?
- Уже был первый крупный снегопад, мы на нем протестировали всю систему уборки в снежный период, нашли слабые зоны, думаю, что при следующих осадках ошибки, которые я увидел, не появятся.
- Удалось ли наладить взаимодействие с федеральными структурами, вузами в плане уборки? В прошлом году с крыши здания Химико-фармацевтического университета упала наледь и убила молодого человека.
- Это была трагическая случайность. С этой крыши сбрасывали снег, но подрядчик некачественно выполнил работу. Одна шапка льда осталась на одном конкретном козырьке, с которого под нагревом она упала как раз в то место, где проходили студенты. Расстояние между стеной и улицей больше 15 метров. В 99% случаях снег падает вниз и ничего не происходит, но он несколько раз отскочил от наклонных поверхностей. Мы всегда уведомляем руководителей федеральных органов о том, что надо очистить крышу, и в тот раз уведомили, представители вуза заверили, что все будет сделано за три дня. И как раз на третий день произошла трагедия. Я никого не оправдываю, трагическая случайность всегда имеет под собой основу. Поэтому виновные должны нести ответственность.
- Как вы контролируете качество уборки крыш?
- Мы делаем пешие обходы. За каждым сотрудником администрации закреплен микроквартал в 3-5 домов, они фиксируют все возможные нарушения и отражают их в специальной программе. Дальше мы отслеживаем каждый дом: получил ли уведомление собственник здания, когда он должен был сбросить снег. Если он этого не сделал, то мы его штрафуем. Эта постоянная работа.
- Вы чувствуете, что у вас, как у главы района, стало больше полномочий?
- Работа по уборке в центральных районах должна быть сосредоточена в одних руках. Мы уже убираем тротуары, следующий этап – передача пакета полномочий по уборке зеленых зон, и, скорее всего, к нам перейдут и дворы, которые сегодня числятся за муниципалами. Это примерно 85% территории района, за уборку которой я буду нести персональную ответственность. Я и сейчас контролирую эту работу, но когда силы и средства находятся в твоих руках, то ты, конечно, будешь управлять ими более эффективно. В то же время на крупных магистралях должна быть централизованная уборка, когда бригады работают круглосуточно.
- Есть такое мнение, что в Петроградском районе очень мало зеленых зон. Вы с этим согласны?
- Нет, по общему их количеству мы выглядим значительно выгоднее других районов, в процентном соотношении цифры получаются очень неплохие. Но мы прекрасно понимаем, что половина района – это Каменный, Крестовский и Елагин острова, а остальное - плотная жилая застройка, где зеленых зон, конечно, не хватает. Поэтому мы формируем зеленые пояса, зоны постоянных пешеходных маршрутов, предусматриваем максимальное озеленение территорий порой даже в ущерб дизайну и в пользу количества деревьев. При любой санитарной вырубке восстанавливаем число крупномерных растений. Проектов благоустройства территорий очень много, сразу все сделать не получится, но за некоторые уже взялись. Один из таких – создание нового общественного пространства на набережной реки Карповки, другой – Южная дорога, еще есть 6-7 знаковых участков, где работы расписаны по годам. Это и проектирование новых пространств, и очистка территорий и акваторий. Здесь речь идет о комплексном благоустройстве территории.

- Вы упомянули набережную Карповки. В 2019 году там появилось замечательное общественное пространство, это был первый этап проекта. Что запланировано на 2020 год?
- Второй этап не будет таким ярким, это в основном проектные работы и частичное озеленение. Главные проблемы Карповки: заиленнность дна, плохое состояние нескольких участков набережной, заброшенные фасады зданий. Даже существующие достаточно красивые зоны, например, около Песочной набережной, требуют благоустройства. В 2019 году мы показали, что можно сделать. На 2020-й запланированы и профинансированы работы, связанные с участком набережной, который прилегает к Ботаническому саду. Они будут не такие масштабные, там появится прогулочная зона, новое озеленение, мы добавим освещение. Есть несколько интересных элементов, которые мы хотим «отзеркалить» с противоположной стороны.
- А более далекие перспективы?
- Уже запланированы работы по проектированию прогулочной зоны у Иоанновского монастыря и до Песочной набережной, по очистке дна Карповки. Основной объем работ намечен на 2021 год.
- Я знаю, что петербуржцев смущает морг Первого медицинского университета, который расположен как раз в прогулочной зоне. Есть ли шанс, что его перенесут в другое место?
- У нас замечательные отношения с университетом, руководство вуза прекрасно понимает, что прогулочная зона создается для людей, что территорию нужно приводить в порядок. Они взяли на себя обязательства отремонтировать свои постройки. Сейчас возводят новый корпус в стилистике северного модерна, он будет полностью соответствовать внешнему облику соседних зданий. Что касается здания морга, то оно находится под охраной КГИОП, его отреставрируют. Но дальнейшее использование – прерогатива университета, они будут решать, что с ним делать.
- Что будет с катерами, которые зимовали на Карповке? Удалось ли району договориться с их владельцами?
- Яхт-клуб «Петроградец» – один из основных наших партнеров в этом проекте. Конечно, мы сохраним все места летней стоянки для катеров. Они там располагались исторически. Сейчас вместе определяем места для зимнего хранения лодок, людей бросать ни в коем случае нельзя, это было одно из главных поручений губернатора Александра Беглова. У нас действительно партнерские отношения.
- Уже выбрали территории?
- Мы определили три места для зимнего хранения в этом году. А в следующем катера будут зимовать в одном месте, которое будет идеально подходить для этого. Скорее всего, оно будет расположено на территории соседнего района.
- Сейчас идет работа над еще одним крупным проектом – арт-парком. Как район в ней участвует? Что бы вы хотели там видеть?
- Мы участвуем в общественных обсуждениях, собираем информацию и пожелания от петербуржцев, чтобы потом направлять их участникам конкурса, который будет проводиться, и нескольким архитектурным бюро. Планируем обязательно отслеживать их выполнение. Из моих личных пожеланий: чтобы там не было никакой застройки, чтобы вся инфраструктура и торговые зоны ушли под землю. А сверху должна быть просматриваемая и проработанная с точки зрения ландшафтного дизайна территория. Я поддерживаю идею о том, что театр Бориса Эйфмана должен остаться на этом месте, он станет настоящим культурным украшением арт-парка. В то же время у нас идут переговоры по реконструкции опор электропередачи на проспекте Добролюбова со стороны будущего парка. В планах – объединить освещение и контактную сеть электротранспорта, а сами опоры выполнить в том же стиле, что и на Большом проспекте.
- Такая реконструкция опор может приблизить Петроградский район к проекту «Чистое небо»?
- Этот проект – моя голубая мечта. Я начинал над ним работать еще в Комитете по информатизации и связи, спасибо коллегам, которые его продолжили. И сейчас мы с удовольствием смотрим на отсутствие слаботочных передач на Невском проспекте. У нас в проекте три улицы в Петроградском районе – Каменноостровский проспект, Большой проспект и улица Куйбышева. Там мы хотим убрать провода, связанные с передачей данных и по возможности с электричеством. Это колоссальная работа. Я себе ставил задачу, чтобы в 2021 году мы это сделали.