Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Антон Плоом: на сцене будет целая армия мышей!

Двадцать девятого декабря на сцене Дворца культуры имени Ленсовета стартует фестиваль «Планета балета». В преддверии новогодних праздников зрители увидят спектакль Чайковского «Щелкунчик». О том, каким он будет, в эксклюзивном интервью «Петербургскому дневнику» рассказывает руководитель Санкт-Петербургского классического балета

- Антон, театр классического балета еще довольно молод. Поэтому представьте, пожалуйста, свой коллектив.

- Наш театр называется «Санкт-Петербургский классический балет Антона Плоома и Анастасии Ломаченковой». А один из наших главных плюсов в том, что мы с Анастасией играющие тренеры.

- Поясните, пожалуйста.

- Мы много лет танцевали все классические спектакли, которые были в репертуаре Михайловского театра. А я до сих пор его действующий солист. У нас огромный опыт и достаточно высокий уровень мастерства. Мы оба лауреаты международных конкурсов. Одну из золотых медалей Анастасия получила из рук Майи Плисецкой. Великая балерина отмечала, что Настя отличается прекрасным качеством танца, чувством такта и петербургской утонченностью. Сейчас мы сосредоточены на своем театре, поэтому Анастасия ушла из Михайловского.

- И в чем ваша изюминка?

- Для нас очень важно качество спектаклей. Сегодня много балетных трупп, и потеряться на их фоне ничего не стоит. Мы выделяемся как красивыми декорациями и костюмами, так и прекрасным исполнением.

- В вашем репертуаре классика или современные балеты?

- Мы стараемся сохранять классику именно в том виде, в котором она шла в России, а затем в Советском Союзе. С сожалением могу сказать: то, что сейчас делают с балетным классическим наследием в Петербурге, сравнимо, наверное, с тем, чтобы сломать Эрмитаж. Или покрасить его, как это сделали в революцию, красной краской. Мы стараемся сохранять классику именно в том виде, в котором она шла в России, а затем в Советском Союзе.

Могу с полной уверенностью сказать: ни один театр не дотягивает до уровня Мариинского, даже самый лучший. Классика, которую показывают, например, в Гранд-опера, это постановки Рудольфа Нуреева – он солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, который в 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил там политического убежища. Он эти постановки лишь несколько изменил.

А теперь французы нам говорят, как надо правильно танцевать и что именно у них идут классические спектакли. Это довольно забавно и не всегда приятно слышать. Поэтому мы стараемся сохранить балет в его классическом виде.

- Значит, ваш «Щелкунчик» будет выдержан именно в таком стиле?

- У нас классическая версия Петипа – Иванова. Мы с Анастасией лишь немного адаптировали тот большой спектакль, который шел в Мариинке, под наш театр, который, конечно, все‑таки гораздо меньше. Также хочу отметить, что все балеты проходят под аккомпанемент живой музыки в исполнении Государственного академического симфонического оркестра.

- В этом году «Щелкунчик» будет особенно актуален. Ведь по восточному календарю 2020-й – год Мыши.

- Конечно, ведь в «Щелкунчике» это главные действующие лица. Поэтому на сцене у нас будет целая армия мышей! Символы 2020 года будут бегать по сцене, радуя зрителей и напоминая о том, что наступает год Мыши.

Наш спектакль не затянут, он динамичен и прекрасно подходит для того, чтобы сделать детям первую прививку балетом. Так что будем рады пригласить всех в сказку!

- Расскажите о тех артистах, которых мы увидим.

- У нас театр частный. И труппа гораздо меньше, чем в больших государственных театрах. ­Поэтому каждому исполнителю приходится работать от и до. И те 40‑50 человек, которые участвуют в спектакле, постоянно переодеваются и практически все время находятся на сцене. То есть картинка в нашем «Щелкунчике» примерно такая же, как в больших театрах, просто артисты работают гораздо больше.

А на некоторые проекты мы артистов добираем. Приглашаем только тех исполнителей, которых, вращаясь в нашем небольшом балетном мире, хорошо знаем. И никогда не приглашаем людей не глядя, потому что даже раскрученное имя по факту может обернуться некачественным исполнением.

Обязательно устраиваем кастинги и достаточно жесткие просмотры. У нас серьезные критерии отбора. Потому что мы дорожим своей репутацией и не хотим, чтобы про нас плохо говорили.

- Наверное, выступать в Петербурге, театрам которого вы дали высокую оценку, особенно ответственно?

- Для театра очень важно выступать в нашей стране. Потому что российский зритель более искушенный. Лучшие театры находятся не где‑то, а здесь, в России. Есть божественный Мариинский театр, есть Театр имени Леонида Якобсона, который, на мой взгляд, отличается потрясающим ­качеством. Есть Михайловский театр. То есть зритель смотрит разные постановки и знает, что такое хороший и плохой балет.

- А про иностранную публику, которую принято считать страстной любительницей балета, этого сказать нельзя?

- Вы знаете, нам приходилось выступать на площадках, которые представляли собой большой ангар. Да, там полноценная сцена и декорации. Но зрители приходят как в кино, они даже не раздеваются. Только что попкорн не едят.

Танцевать в Петербурге – совсем иное дело. Это высокая честь и большая ответственность. И я горжусь тем продуктом, который показываем мы. Нам совершенно не стыдно позвать зрителей на те спектакли, что мы даем.

К тому же у нас доступные билеты. В то время как билеты в Михайловский или Мариинский театр стоят по 9‑10 тысяч рублей. И очень немногие могут позволить себе сходить на такой балет всей семьей. Кроме того, перед началом каждого спектакля покажут магическое шоу. А всем детям раздадут бесплатные сладкие подарки. 

- «Щелкунчик» идет в рамках фестиваля «Планета балета». Что дает вашему театру участие в нем?

- Есть поговорка о том, что каждый должен заниматься своим делом. Мы с Анастасией знаем, как должен выглядеть спектакль. Как он должен исполняться, что мы должны требовать от артис­тов. Но у нас нет опыта продажи готового продукта, коим является балетный спектакль. В то время как Алла Николаевна Фомина, которая взяла под свое крыло наш театр практически с рождения и ведет его дальше, обладает в этом огромным опытом.
Кроме того, очень хотелось бы отметить высокое качество самого фестиваля «Планета балета». В его программе нет непроверенных исполнителей или коллективов.

Поэтому когда наш театр «Санкт-Петербургский классический балет» пригласили участвовать в этом проекте, мы с удовольствием и благодарностью приняли это предложение.

«У меня две любимых партии. Это Базиль из балета Минкуса «Дон Кихот» и принц Дезире из балета Чайковского «Спящая красавица». Кроме того, мы с Анастасией много танцуем и со своим театром, участвуем в гала-концертах, ездим на гастроли», – отметил Антон Плоом.

110 000 зрителей планируют собрать в 2020 году организаторы фестиваля «Планета балета», в репертуаре которого спектакли «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», «Спящая красавица», «Пиковая дама».

Фестиваль «Планета балета» стартовал в 2015 году в Санкт-Петербурге. В этом году он расширил свою географию, и его постановки смогли увидеть москвичи и гости столицы. Всего на фестивале было показано более 100 классических балетов под живую музыку в исполнении Государственного академического симфонического оркестра. Кроме «Щелкунчика» 6 и 7 января на сцене Александринского ­театра зрители увидят спектакль «Дон Кихот» в исполнении артистов Театра балета имени Леонида Якобсона.

Закрыть