На «Ленфильме» объяснили, почему советский Гамлет получился самым человечным
К постановке «Гамлета» Григорий Козинцев шел всю жизнь. Еще в 1920‑е он буквально заболел Шекспиром. Писал о нем, ставил пьесы в ведущих театрах.
ЗАМОК «ПОД КЛЮЧ»
Как известно, подлинный Эльсинор в Дании – замок эпохи Ренессанса, Шекспир просто использовал название, поместив в замок действие трагедии, созданной на основе раннесредневековой легенды. Григорий Козинцев хотел показать атмосферу, близкую к духу пьесы. Поэтому за образец выбрали замок Альба в Испании.
По словам художника-постановщика Евгения Енея, необходимо было найти для съемок либо хорошо сохранившийся замок эпохи раннего «нордического» Средневековья, либо выстроить натурную декорацию. «Готовый» замок в СССР не нашли, но на побережье Эстонии в Кейла-Йоа облюбовали место неповторимой красоты со скалистым пейзажем. Тут и выстроили с нуля Эльсинор. В основу легли металлические ящики из-под бутылок молока, которые залили бетоном, а также фанера и мешковина, создающие неповторимую структуру.
В павильонах студии отстроили интерьеры замка – Гобеленный и Белый залы. В музее «Ленфильма» сохранились куранты замка Эльсинор, изваянные скульптором Инной Зайцевой. По словам художника, облик средневекового циферблата и фигур был навеян часовыми башнями Страсбурга и Праги.
ХРУПКАЯ ОФЕЛИЯ
Роль Гамлета, бывшая коронной у многих прославленных актеров, включая Лоуренса Оливье и Михаила Чехова, принесла Иннокентию Смоктуновскому славу. А сам Смоктуновский остался не удовлетворен своей работой.
Офелия стала одной из лучших ролей Анастасии Вертинской. «У нее были реальные 18 лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные – хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения… Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает», – писал режиссер Козинцев в лекции «О режиссуре».
Вертинская говорила, что работа в «Гамлете» стала для нее, с одной стороны, серьезным испытанием, с другой – настоящей школой актерского мастерства. Особенно много дала ей совместная работа со Смоктуновским.
После выхода фильма Вертинскую на Западе стали называть «Вивьен Ли советского экрана». А ведь это была только третья – после «Алых парусов» и «Человека-амфибии» – роль Вертинской в кино. После Офелии она сказала, что по‑настоящему «поняла, что хочет стать актрисой».
Критики газеты The Guardian писали, что актерский ансамбль был безукоризненным и что они никогда не видели «Гамлета», которого актеры играли бы «столь впечатляюще, как русские».
ЗАРУБЕЖНЫЕ ОЦЕНКИ
На Венецианском кинофестивале 1964 года фильм «Гамлет» стал одним из номинантов на главный приз – «Золотой лев» – и был отмечен специальным призом жюри. На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде лента получила специальную премию жюри «За выдающееся воплощение на экране трагедии Шекспира», а на Фестивале шекспировских фильмов в Висбадене (Германия) – приз за лучший фильм.
В 1965 году фильм Козинцева получил Почетный диплом клуба кинокритиков от Союза польских журналистов, а на МКФ в Сан-Себастьяне (Испания) – специальный приз жюри и премию Национальной федерации испанских киноклубов.
В 1966 году картина была удостоена премии «Серебряная лама» на МКФ в Лиме (Перу), премии «Фемина» (Бельгия), «Золотого лаврового венка» Фонда Дэвида Селзника (David Selznick) – «За вклад в международное понимание путем разработки общечеловеческих тем и демонстрации кинематографического искусства высшего уровня», приза «Серебряное блюдо» на МКФ в Панаме, номинирована на премию BAFTA в категориях «Лучший фильм» и «Лучший зарубежный актер» (Иннокентий Смоктуновский) и премии «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Григорий Козинцев и Иннокентий Смоктуновский за фильм «Гамлет» были также удостоены Ленинской премии – высшей в СССР.