«Он готовил себе гвардию»: соседи рассказали о странном поведении главы семейства Бовт под Гатчиной
Деревня Химози Гатчинского района Ленобласти, улица Ополченцев. Трехэтажный кирпичный дом обнесен ярко-красной лентой, у входа дежурит полицейский автомобиль. В этом доме жил 46-летний Андрей Бовт с женой Светланой и восемью детьми. Главу семейства подозревают в систематических изнасилованиях 13-летней дочери, а при обыске дома стражи порядка обнаружили целый арсенал из автоматов, пистолетов и даже пулемета.
По одной из версий, поводом для визита правоохранителей стало сообщение, поступившее от одной из прихожанок местного храма. Женщина сообщила, что глава тихого семейства насилует свою дочь. Впрочем, некоторые жители деревни уверены, дело – в конфликте между Бовтом и жителями соседнего дома, хотя объяснить наличие боевого оружия не берутся.
Старенькие сирые домики деревни то тут, то там разбавляют вполне приличные особняки. Местные говорят, что в деревне живет немало состоятельных людей. Утром улицы пусты, вдали слышен собачий лай.
За автобусной остановкой – выцветший указатель «Продукты»: это ближайший к «плохому дому» магазин. Внутри темно. Двое мужчин в потертых бушлатах уверенно заходят внутрь. Иду следом. Оказалось, что в деревне в очередной раз нет света.
– Два года тут работаю, но людей знаю совсем немногих, не очень все общительные, – рассказывает продавец Галина С. – Сегодня приходили журналисты, показывали фотографию этого человека, но к нам он не заходил. Про многодетную семью тут только слышала.
– А кто-то привлекал внимание?
– Видела странно одетую женщину в старинной шляпе, как из прошлого века, смешно выглядит. С ней была девочка лет тринадцати. Она вот год назад приходила в магазин, конфеты покупала.
Галина добавила, что деревня тихая, люди приличные, никто и подумать не мог, что Химози прославится подобным образом.
– Уже самой стало интересно, спрашивала у покупателей: знают ли чего? Почти никто не знает, как-то они жили отдельно от людей.
На подходе к «плохому дому» – длинная колонна автомобилей различных СМИ. Случившееся на улице Ополченцев круто поменяло привычный ритм жизни тихой деревни. То и дело снуют служебные машины, следователи продолжают работу.
Из небольшого аккуратного домика в непосредственной близости от оцепленного здания выходит пожилая женщина в яркой вязаной шапочке, за ней, весело виляя хвостом, бежит небольшой пес. Как оказалась, она Андрея Бовта и его семью знает и уважает.
– После смерти мужа они мне помогают по хозяйству. Очень хорошая, порядочная семья. Я не верю, что Андрей Викторович мог насиловать свою дочку. Они детей учили, для них пример – царская семья, – говорит Наталия Пальцева, закрывая за собой калитку.
Она добавила, что семья верующая. Они являются прихожанами Покровского собора в Гатчине. На службу приходили всей семьей, дети ухоженные, накормленные.
– Никаких наркотиков, алкоголя никогда там не было. Абсолютно патриархальная семья образца конца XIX века. Дети читают, вышивают, девочки рукоделием занимаются. Их мама – Света, художник. Я живу здесь 28 лет, они приехали сюда около 18 лет назад.
В сторону оцепленного дома проезжает очередная полицейская машина, слепя окружающих мигалкой.
– Дети все тут народились у них. Москва по телевизору почему-то сообщает, что у них пятеро приемных детей. В каких приютах они детей брали? Света родила одного, через год-два следующий, все это их дети, – продолжает рассказ Наталия. – Никогда не видела их детей заплаканными или чтобы кто-то кого-то унижал или бил, такого не было.
– Говорят, что Андрей Бовт был поклонником императора Николая II, вы что-то слышали об этом?
– Для них царская семья была примером в воспитании детей. Когда они с Покровского собора идут, всегда просфорочку принесут. Милая семья. Эта вот та семейка, что недавно приехала, вот они и открылись, завидовали, наверное. Может, они и нажаловались.
Наталия Пальцева обратила внимание, что считает причиной обвинений конфликт Бовта с одной из семей, чей дом расположен на соседнем участке.
Следователи и кинологи с собаками обследуют прилегающий участок к дому, где жил Андрей Бовт. Рядом с домом стоит большой трехметровый крест, у его подножья – несколько ульев. Служебная собака придирчиво обнюхивает один из ульев, после чего их потрошат правоохранители: кто знает, что еще Бовт мог спрятать.
Синий домик с небольшим садом фруктовых деревьев расположен как раз напротив «плохого дома». В саду стоит женщина, которая наблюдает за стражами правопорядка.
– Вы знали Андрея Бовта?
– Всю их семью, – отвечает Наталья Григорьева, сокрушенно качая головой.
– Дети гуляли на улице?
– Иногда да, а то и вообще не было видно. Сейчас столько пишут о них, ужас. Неужели это правда? Знаю, что девочки жили в одной комнате с мамой, а отец семейства – в другой комнате. Неужели он мог сделать такое с дочерью? Если это так, пусть ответит по всей строгости закона.
Наталья Григорьева сообщила, что у семьи Бовт были свои странности. Например, он звал себя «батюшка», а она – «матушка». Старшие дети не работали. На вопрос, почему, Светлана отвечала: мол, папа не пускает, боится, что дети станут наркоманами.
– Никакая они не семья уже давно. Чужие друг другу были. Света на мужа иногда жаловалась, но когда я говорила ей, что надо что-то делать, так жить нельзя, она тут же замыкалась в себе.
– Они приглашали вас в гости? Были в доме?
– Нет, что вы. Как-то через забор зашла на их участок, так они все выскочили и начали кричать, чтобы я покинула участок.
– Что вы скажете о детях, как они выглядели?
– Как обычные дети. Помню, Света попросила новую одежду для ребят, мы с соседями собрали много курточек, свитерочков, отгладили все, отутюжили и отдали ей. Они это один раз надели, и опять у них нет одежды. Потом мы поняли, что они не ухаживают за одеждой. Летом одевались нормально, зимой похуже.
Она добавила, что неоднократно ругалась с Андреем Бовтом, потому что он не обеспечивает свою семью. При этом он был большим поклонником царской семьи. Соседка предположила, что он мог готовить себе гвардию из сыновей.
– Он говорил, что похож на Николая II, а Света на Александру Федоровну. Света вдруг мне заявила: «Мы – царская семья».
– А в школу дети ходили?
– Они жили у бабушки, там и ходили в школу, сюда на выходные приезжали. Во всяком случае, так говорили дети. Вряд ли они придумали все, потому что подробно рассказывали, какие у них уроки в школе, какие книги читают. Они рисовали хорошо, картинки, поделки приносили. А в доме постоянно Андрей, Светлана и старшие дети жили.
– Жена Бовта рассказывала вам о прошлой жизни?
– Был момент, когда в запале разговора Света сказала, что какое-то время они жили в заброшенных деревнях, где жгли чужие дома, использовали их как сухие дрова. Думаю, что иконы в их доме из этих деревень по большей части.
Вечереет, но к оцепленному полицией дому продолжают прибывать служебные машины, вряд ли покой вернется в деревню в ближайшие дни.
Сейчас Андрей Бовт задержан, а дети переданы медикам. Мужчину подозревают в сексуальном насилии над 13-летней дочерью. Кроме того, следствие возбудило дело по статье «незаконный оборот оружия». Завтра Гатчинский районный суд будет избирать меру пресечения главе странного семейства.