Михаил Боярский: «Нам хотелось бы, чтобы прошедшее грело душу»
26 декабря одному из самых известных ленсоветовцев Михаилу Боярскому исполнится 70 лет. Родной театр поздравит его постановкой по пьесе Алексея Арбузова «В этом милом старом доме». В сентиментальном водевиле о любви он и его жена, художественный руководитель Театра имени Ленсовета Лариса Луппиан сыграют пожилых супругов. О том, почему звездный юбиляр совсем не любит дни рождения и почти не появляется в новом кино, он рассказал сегодня журналистам.
Спектакль – не для молодежи, но понравится и ей
«Юбилейный спектакль» – это прекрасная традиция для многих мэтров сцены вновь вернуться и встретиться с преданным зрителем. Как признается Боярский, он дни рождения не любит, да и такой традиции у него нет – праздновать. Единственный юбилейный спектакль, который его потряс, был приурочен к 70-летию Алисы Фрейндлих – «Оскар и Розовая Дама».
Спектакль по пьесе Арбузова, по мнению мушкетера отечественной сцены, – ностальгическая история, сильная сторона которой – молодая труппа.
«90 процентов актеров, занятых в спектакле, – молодежь. Там всего две возрастные роли, но речь целиком и полностью идет о ностальгии, о времени, о котором мы очень скучаем. Время послевоенное знакомо мне, эти люди, которые составляли соль земли, были очень симпатичными, милыми и добрыми. Хотелось бы, чтобы прошедшее грело душу не только нам, но и нашим зрителям. Конечно, это спектакль не для молодежи, но понравится и ей, поскольку речь идет о ценностях, которые дороги нашим родителям, о любви. Современные гаджеты затмили человеческие сердца и те милые разговоры, которые велись на верандах и в курилках», – рассказывает Михаил Боярский.
Спектакль поставил режиссер Олег Леваков. Репетиции, с которыми актеры расстаются с трудом, проходили не только на сцене, но и за чашечкой кофе.
«Леваков – удивительно собранный человек, у нас уже все готово, а на центральные роли есть два состава актеров. Были прогоны на сцене двух составов, наводим последние штрихи. Леваков создает домашнюю обстановку на репетициях: мы приходим, пьем кофе и потом идем репетировать. Нам жалко расставаться», – отметила Лариса Луппиан.
Как изменился театр
Директор Театра Ленсовета Валерий Градковский нескромно подмечает, что труппа театра – одна из лучших в стране.
«Наша труппа является одной из самых сильных в стране, может быть, это нескромно, но самая сильная в нашем городе. Безусловно, молодежная труппа очень большая, но золотой фонд театра состоит из замечательных прославленных артистов. Чем больше красок в театре, тем он богаче. Спектакль по пьесе Арбузова является для нас знаковым», – уверен Градковский.
С приходом Ларисы Луппиан театр поставил перед собой новую цель – сохранить облик классического спектакля, который был бы интересен зрителям всех возрастов. Репертуар театра составляют как ставшие уже знаковыми спектакли, так авангардные постановки.
«Наша концепция – это театр для города, для всех. Я воспринимаю себя как менеджера. Наша задача – сделать палитру репертуара разнообразной. Например, мы сделали очень авангардную постановку "Пиковой дамы". У нас будут работать и молодые режиссеры, и маститые. Каждый найдет себе постановку по душе. Благодаря Мише нашли спонсора, поскольку финансирование для театра – большая вещь», – подчеркнула Лариса Луппиан.
Однако сам Боярский остается верен классической театральной школе, к молодым режиссерам долго присматривается. Поставить спектакль без экранов или других гаджетов уже сложно, но на Моцарта в наушниках, который звонит Сальери по смартфону, он не готов.
«Я консерватор и не принимаю современность никоим образом, – объясняет Михаил Боярский. – Никак не соглашаюсь с тем, что происходит сегодня на сцене. Все идет вперед, и бессмысленно тормозить, но я не торможу, я просто с ними иду. Так, кино без мата уже не обходится, но я не могу материться с экрана, это неприемлемо, стыдно. Это мой камертон отношения к театру, литературе».
По его словам, современное кино снимается очень быстро. Так, на некоторые свои съемки он попадает, будто на экскурсию в другой мир.
«Есть режиссер – Жора Крыжовников, так я ходил по съемочной площадке его фильма, как на экскурсии. Как они работают: у них 6, 7, 8 камер... массовка во мгновение ока одета. Там работали "пацаны", Нагиев например, а из старых были только Чурикова и я. Они импровизируют, как хотят, раскованны, свободны. А мы, как мне показалось, работали по-черепашьи», – признается артист.
Гораздо комфортнее артисту работать со Светланой Дружининой. В ее фильмах он оказывается буквально в другой эпохе.
«Светлана – энерджайзер, она уже начала снимать "Гардемарины 5", а в перспективе будут 6 и 7. У нас с ней действительно "родственные связи", у нас большая кинематографическая биография. Она однолюб и приглашает сниматься актеров, с которыми уже работала. Дружинина – традиционный режиссер-классик. И когда я работаю с ней, мне кажется, что я в прошлом веке: пока поставят свет, оденут замечательные костюмеры», – перечисляет Михаил Боярский.
Гильдия парфюмеров готовит для главного мушкетера страны духи. Это будет своеобразный подарок актеру на юбилей. Подарку Боярский рад, но скромно замечает, что специалисты могли найти кандидата и лучше.
«Я вчера прочел об этом в газете. Я не принимал в этом участие, но это прекрасный подарок. Однако, я думаю, есть люди, которые пахнут гораздо лучше», – пошутил Михаил Боярский.