Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Игорь Метельский: «Чтобы сделать хороший кадр, нужно соскучиться»

Экс-вице-губернатор Игорь Метельский рассказал о своем увлечении фотографией
Игорь Метельский: «Чтобы сделать хороший кадр, нужно соскучиться» Фото: Аллександр Глуз/ «Петербургский дневник»

Сегодня Законодательное собрание Санкт-Петербурга рассмотрит кандидатуру нового вице-губернатора Максима Соколова. О его вкладе в развитие города и своем увлечении фотографией рассказал экс-вице-губернатор Игорь Метельский.

– Как вы оцениваете перспективы вашего бывшего коллеги по правительству Петербурга Максима Соколова в роли вице-губернатора?

– Безусловно, это опытный человек. Он пришел в правительство Санкт-Петербурга в 2004 году на должность председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Это был уникальный комитет, не имевший собственных полномочий. Казалось бы, все чиновники будут говорить с такой структурой через губу, но Максим умело координировал действия различных структур, чтобы воплощать проекты в жизнь. Например, он реализовывал планы по привлечению в город крупных автопроизводителей и китайских инвесторов с проектом «Балтийской жемчужины».

Не стоит забывать про его опыт работы на федеральном уровне, должность министра транспорта РФ уже о многом говорит.

– Вы следите за городской повесткой и развитием города?

– Сейчас уже меньше. Каждый руководитель по‑своему решает текущую повестку дня, да и жизнь меняется. Интересно наблюдать, как с годами развивается город, когда ты знаешь изнутри всю кухню и понимаешь, сколько усилий для этого требуется.

– На посту вице-губернатора вы выдвигали идею о том, что застройщики должны строить детские сады, школы и бесплатно передавать их городу… 

– Сложная история, потому что бизнесу не свойственно отдавать что‑то просто так. Если посмотреть на Европу, например Францию, то городские власти решают, где и что строить. Как у нас, целыми кварталами, там порой не отстроишься. В России много больше земли в частной собственности. 

При этом, если застройщик хочет развивать территорию, он все же должен брать часть нагрузки на себя. Вопрос в том, в каком размере и как это правильно оформить юридически. Не стоит забывать, что развитие бизнеса – это налоги, то есть поступление средств в городской бюджет, которые идут на ту же социалку.

– Можно провести параллели между городом времен вашей службы и сегодня?

– Некоторые проекты, которые начинала наша команда, были доведены до конечного результата другой командой. Например, первый проект государственно-частного партнерства – западный скоростной диаметр. В общем‑то, он первый в России и крупнейший в Европе подобный проект на тот момент.

Как мне кажется, раньше была более активная обстановка. За короткий промежуток нам удалось многое. Конечно, некоторые решения вызывали споры и критику, но это нормально при любых переменах. Если ничего не будет происходить, то и критики не будет, как и результата. Каждый руководитель подходит к развитию города по‑своему, и результаты серьезной работы, как правило, видны не сразу, а в стратегической перспективе.

– Сложно ли взаимодействовать с федеральными властями?

– Как правило, федеральные ведомства самостоятельно распоряжаются подконтрольными объектами. Если что‑то необходимо городу, приходится просить. С Федерацией сложно работать, городские проблемы интересуют их в меньшей степени. Просто едешь и убеждаешь, находишь аргументы.

– Почему чиновники не всегда исполняют поставленные задачи?

– Прежде всего, коллектив должен быть объединен общей целью. Также надо понимать, что власть подразумевает ответственность. Зачастую у чиновников чувство ответственности тождественно чувству безопасности. Оно становится стопором в решении проблем по принципу: «Я лучше ничего делать не буду, за это мне тоже ничего не будет». Поэтому важно, как ты и твой руководитель объединяете людей в эффективную команду.

Нужно требовать с людей, но давать им свободу принятия определенных решений. Та же проблема коррупции. Только запретами и ограничениями ее не решить. Сегодня кадры настолько зажаты, что человек, способный на принятие неординарных решений, вряд ли попадет в систему. Это плохо.

Между тем решение любой серьезной проблемы требует нетривиального мышления. Зачастую оно находится на грани разного толкования закона или вообще в неурегулированной ситуации, которую оценят позже. Важно, чтобы у тебя была высокая степень доверия с руководителем, чтобы была нормальная работа города с правоохранительными органами и т.д.

– Хотели бы вернуться к работе в Смольном?

– У меня сейчас есть творческое увлечение – фотография. И то, что я могу посвятить ей достаточно времени, для меня большой плюс. Но я патриот своего города, и если действительно буду нужен, то все возможно. Однако административный стул не является предметом моих мечтаний. Реализовывать себя можно по‑разному.

– Политики нечасто покидают высокие должности и уходят в творчество. Что послужило причиной такого решения?

– Наверное, пришло время посвятить себя любимому увлечению. Фотографией я занимаюсь с детства. Первую камеру просто разобрал: было интересно, что там внутри. А вот собрать не смог, опасался, что влетит от отца, камера вообще‑то его была. Это был «Зоркий-С». Никогда не ходил на курсы, учился сам. Уровень развития Интернета это позволял.

К нулевым годам уже занимался фотографией профессионально, даже дома студию соорудил. Постепенно понимаешь, что тебе больше нравится снимать. Так я пришел к анималис­тике, больше всего люблю снимать животных. Это разновидность репортажа, в который можно при­внести элемент творчества. Никто не будет тебе позировать, и времени на дубль нет. Зато для любого человека прикосновение к природе – это как возвращение к истокам: люди расслабляются и активируют свой позитивный потенциал.

– Кого сложнее снимать?

– Пожалуй, птиц. Они очень подвижны, как говорится, часто «ловишь хвосты». Тяжело снимать леопарда. Очень скрытное и осторожное животное, но удивительно красивое и грациозное.

Вот, скажем, чуть больше года назад с группой фотографов был на Пантанале – это обширная заболоченная тектоническая впадина в Бразилии. Небольшой зимородок поймал рыбину явно больше, чем мог проглотить. Он как раз раздумывал, что делать дальше, а тут мы на лодке. Раз – и птица улетела в густые заросли. Все опустили камеры, съемка закончена. А тут такая картина: она вылетает с этой рыбиной, а за ней гонится орел. Вот он – настоящий кадр, но никто не успел его сделать, все заняло доли секунды.

А так – застревал в саванне среди прайда львов, как‑то следовали за охотящимся леопардом и увязли на джипе посреди реки, кишащей крокодилами, таких историй немало.

– Лучше снимать в группе или в одиночку?

– В одиночку: у компании разные интересы и уровень терпения. Никто не должен мешать другому. Впрочем, существуют специальные туры для фотографов – когда едешь куда‑то в первый раз, это неплохой вариант для начального погружения в определенную среду.

– Во время работы в Смольном у вас проходили выставки?

– Их было две. На госслужбе было тяжело найти время для фотографии. Как правило, на сон‑то оставалось меньше четырех часов в сутки. Впрочем, коллегам мое творчество нравилось. У многих из них есть мои фотоработы. Иногда не хватало критики, все‑таки это тоже важно для понимания недостатков твоей работы. 

– Всегда носите с собой камеру?

– Вовсе нет. Иногда, чтобы сделать хороший кадр, надо отложить камеру, соскучиться по ней.

КСТАТИ

С 2003-го по 2010 год Игорь Метельский возглавлял Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга. Затем занимал пост вице-губернатора, где курировал вопросы градостроительства и имущества. В 2012 году ушел из Смольного и посвятил себя бизнесу и любимому увлечению – фотографии.