Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Валерий Калугин: «Моя цель – возродить профессиональную работу КИО, способного решать стоящие перед ним задачи»

Зачем Комитет имущественных отношений набирает программистов, что будет с городскими сельхозрынками и как распоряжаться госимуществом – рассказал председатель КИО Валерий Калугин
Фото: Р. Пименов / «Петербургский дневник»

– Вы возглавляете КИО почти год, спустя это время как вы оцениваете состояние комитета: все оказалось не так страшно или еще хуже, чем казалось вначале? 

– Я видел КУГИ при разных руководителях и разных губернаторах. Это был профессиональный комитет с профессиональной командой, имевшей понимание и позицию в вопросах управления недвижимостью, подкрепленную необходимой степенью организованности, ответственности и дисциплины. На момент моего возвращения, на мой взгляд, была неправильно организована сама структура комитета и система делопроизводства и документооборота. Еще одна проблема – кадровый состав, который не справлялся с обязанностями. Поэтому моя цель сейчас – возродить профессиональную работу ведомства, способного решать стоящие перед ним задачи. 

– Вы работаете в Cмольном с 1994 года – в разных должностях. Что изменилось в «коридорах власти»?

– Власть стала увереннее и смелее. Цели – амбициознее. Санкт-Петербург должен быть лидером как в экономическом и культурном, так и социальном развитии. Для этого сейчас руководством города сформулированы конкретные цели и поставлены четкие задачи. Общее ощущение, что ты несешься в машине с мощным двигателем. Есть перспектива, к которой хочется стремиться. 

– Много лет работу КИО критиковали как со стороны власти, так и бизнеса. Почему?

– Реформы, которые проводились в имущественном блоке, на мой взгляд, были вызваны сиюминутными решениями «сделать так и не иначе», а не обусловлены долгосрочными целями и задачами. Мне кажется, что отсутствовала даже некая краткосрочная стратегия. Все это повлияло на работу ведомства и систему управления госимуществом и, как следствие, вызвало негативное, но при этом объективное отношение к комитету и его работе. 

– Как будете разгребать этот ворох проблем? 

– Уже разгребаем. Вновь создали районные агентства, которые были закрыты в 2015 году. Вернули профессиональных юристов. Упростили регламенты, которые были забюрократизированы до такой степени, что их практически нельзя было выполнить. Сократили количество согласований в три-четыре раза. Увеличили оборот сделок  с городской недвижимостью в среднем в три раза. Внедрили меры имущественной поддержки для всех видов наших контрагентов. Запустили приватизацию. И, наконец, усиливаем контроль за платежной дисциплиной. Эти принятые меры «реновации системы» – программа минимум. Интересное – впереди.  

Фото: Р. Пименов / «Петербургский дневник»

– Кстати, районные агентства работают уже почти полгода. Как вы оцениваете результаты их работы? Есть положительный эффект? 

– Результат их работы говорит сам за себя, так как с момента открытия агентств принято более 6000 заявителей и проведено около 2000 консультаций, обработано 15 000 единиц входящей корреспонденции. Только в день каждое агентство принимает свыше 100 обращений и заявлений и проводит еще на порядок больше консультаций. Исходя из этого, как минимум можно смело утверждать, что решение вернуть территориальный принцип управления госимуществом было правильным и оправданным.

– Это правда, что у КИО появился лекторий?

– Это так. Мы уже провели большое количество семинаров и прочитали нашим сотрудникам курс лекций по праву – для повышения уровня юридической грамотности и профессионализма. Лекции доступны для всех сотрудников, нет для них ограничений и по темам. Это полезно для расширения кругозора, чтобы специалист не замыкался только на своем профиле. Сейчас на еженедельной основе продолжаем обучение. 

– А зачем комитету понадобилось несколько десятков программистов?

– IT-специалистов по госконтрактам для нас привлек Комитет по информатизации и связи. В первую очередь для создания единой системы электронного документооборота как внутри имущественного блока – между комитетом и его подведомственными организациями, так и между КИО и другими комитетами. Были организованы взаимодействие и синхронизация всех комитетских информационных баз. Совершенствуется ИТС «Кадастр-2». На ее базе будет запущена работа всех регламентов по госуслугам КИО. Цель – сокращение сроков и прозрачность всех процедур в отношении госимущества и максимальный уход от бумаги. Я вообще считаю, что необходимо реализовывать современные сервисы по принципу омниканальности, то есть заявитель должен отслеживать все стадии прохождения своего документа онлайн или по телефону, как ему удобно.

К слову, мы запустили мобильное приложение для Региональной геоинформационной системы – РГИС. Также продолжаем расширять функциональные возможности РГИС. В частности, для НТО в системе был усовершенствован личный кабинет ИОГВ и запущена процедура онлайн-рассмотрения заявок предпринимателей. Расширяется и набор сведений, публикуемых в РГИС, так как хотелось бы опробовать схему моделирования комплексного развития территорий посредством использования этой площадки. В частности, сейчас у нас в работе совместный проект с РЖД по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла и вокзальных комплексов Санкт-Петербурга. 

Кроме того, в перспективе хотим внедрить возможность использования электронной подписи в РГИС, а также авторизацию посредством ЕСИА. Это позволит выдавать легитимные результаты оказания услуг в виде электронного документа с электронной подписью должностного лица КИО. Рассчитываем таким способом увеличить долю оказанных комитетом госуслуг в электронном виде с 10 до 30 %.

– Как вы в целом видите управление городской собственностью?

– Эффективно и с соблюдением баланса, если в целом. А вообще эффективное управление госимуществом складывается из многих факторов: надлежащий учет и оценка имущества, перспективное планирование, качественное распоряжение, оперативный контроль, грамотная нормотворческая деятельность. Нельзя думать, что вот сейчас мы сдадим всю городскую недвижимость в аренду и станем тем самым хорошими управленцами, и наоборот – продадим все имущество и будем молодцы, потому что принесем небывалый доход в бюджет. А что потом? Общий смысл нашей концепции – обеспечить городу стабильный доход в необходимом объеме на протяжении долгого времени. Для этого надо понять, сколько для нужд города нужно сейчас, сколько потребуется в будущем. Определить способы получения доходов для удовлетворения этих нужд сейчас и потом. Например, имущество, которое не приносит арендный доход, но требует дорогого содержания, необходимо продать. Тогда уже новый собственник будет приносить доходы в бюджет в виде налогов. Другое имущество, которое ликвидно без выбытия из госсобственности, – сдать в аренду. Должна быть стратегия.

Для лучшего понимания различных аспектов мы привлекаем сторонних экономистов, юристов, профессуру. Осенью начал работу Общественный совет при КИО. В его состав вошли руководители и представители от организаций различных сфер: промышленности, науки, недвижимости, малого и крупного бизнеса, землеустройства и даже СМИ. Привлечение экспертов извне, со стороны потребителей наших же услуг, помогает понять правильность направления работы с точки зрения практики, а не только теории. 

Фото: Р. Пименов / «Петербургский дневник»

– Долгое время КИО было сложно реализовывать имущество. УФАС запретило проводить торги через дочернее АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга». С июня торги проводит СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга». Какие результаты?

– Учреждение неплохо адаптировалось к своим новым полномочиям и уже провело более полусотни аукционов по аренде и продаже городских помещений и участков. Свыше 200 миллионов рублей поступило в бюджет от реализации этих объектов. Еще около миллиарда планируем получить в этом году от уже объявленных лотов. Торги объявляем и проводим почти ежедневно. Спрос на выставляемое имущество довольно активный. Был случай, когда развернулась настоящая борьба: на протяжении более двух часов два десятка покупателей торговались за одно помещение – 500 квадратных метров, рядом с метро «Обводный канал». За время торгов они 160 раз увеличивали цену и остановились на сумме в 20,5 миллиона рублей – в 5,5 раза выше начальной. Здание особняка и библиотеки Ф.Я. и Н.Я. Колобовых, сданное в аренду по программе «Рубль за метр», тоже ушло с существенным превышением начальной цены – в 9 раз. Победителю аукциона даже пришлось заплатить в бюджет более 30 миллионов обеспечительного платежа, чтобы заключить договор аренды.

В следующем году надеюсь на наращивание темпов по продаже аварийного коммерческого жилья и более частые торги под инвестиционные проекты. Такие аукционы приносят очень хороший доход. За счет этих инвестиций мы получаем средства для развития социальной инфраструктуры и возможность вкладываться в городское имущество. Также рассчитываю на более активные торги по программе «Рубль за метр». В этом случае, как вы понимаете, доход не первоцель. Главное – восстановить и сохранить наше культурное наследие. 

– В конце октября у вас появился еще один продавец городской собственности – Российский аукционный дом (РАД). Организуя и проводя конкурс по отбору специализированного продавца госимущества, вы тогда говорили, что «это позволит расширить действующие сегодня механизмы приватизации». РАД оправдал ваши надежды?

– Сейчас мы передали РАДу в работу порядка 56 объектов недвижимости на сумму свыше 870 миллионов. Общая площадь этой недвижимости – более 20 тысяч квадратных метров, а сами объекты расположены практически во всех районах города, но большая часть из них, конечно, сконцентрирована в центральной части Петербурга. РАД в силу своего профессионализма, опыта и навыков очень быстро и умело включился в процесс приватизации городской недвижимости. Торги объявлены уже по всем лотам. А первые аукционы, состоявшиеся в начале декабря, принесли в бюджет более полумиллиарда. Один только комплекс зданий на Мойке, 26, был продан с превышением в 62 миллиона. А самое большое количество участников (24) было на торгах по помещению на Лермонтовском проспекте, 10/53, что говорит о хорошей рекламе, на мой взгляд. Этот лот был продан тоже с превышением цены в 2,5 раза. Так что я нынешними результатами вполне доволен, поэтому рассчитываю, что наше сотрудничество с Российским аукционным домом будет продолжаться.

Недавно мы утвердили программу приватизации на 2020 год. В нее на сегодня вошли четыре нежилых здания, два пакета акций и одно унитарное предприятие. Прогнозируемый доход – более 400 миллионов. Большая часть данных активов будет передана для продажи РАД.

Фото: Р. Пименов / «Петербургский дневник»

– К слову, руководитель РАД некогда возглавлял Фонд имущества. У КИО уже есть сформулированные планы в отношении дальнейшей деятельности этой подведомственной комитету организации, учитывая лишения ее всех полномочий по торгам?

– В отношении Фонда имущества хотим попробовать управлять городским имуществом через это АО. 

– А что насчет другой структуры КИО – СПб ГБУ «Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга»? Будете упразднять? 

– Упразднять пока не планируем. Хотим внести изменения в устав, чтобы потом передавать учреждению в управление не только памятники, но и объекты без охранного статуса и площадью от 2500 квадратных метров.

– Давайте поговорим про рынки. Не так давно была запущена программа модернизации городских сельхозрынков. На каком этапе находится этот проект сейчас и каких шагов от города ждать в ближайшем будущем? 

– В отношении зданий рынков мы на сегодня рассматриваем несколько механизмов их дальнейшего использования: доверительное управление или вовлечение в концессионное соглашение с инвестором. Проблемой, которая пока поставила все на паузу, являются продолжающиеся судебные споры по Московскому, Мальцевскому и Кузнечному рынкам. Это как раз те объекты, которые были отобраны в качестве пилотных. Но город по-прежнему преследует цель сохранить рыночную функцию у всех нынешних зданий рынков. Даже в случае их приватизации. 

– Некогда анонсировалось, что в этих целях будут внесены поправки в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) Санкт-Петербурга.

– Уже внесены – для территорий, на которых располагаются Ломоносовский, Торжковский и Правобережный рынки. Установлены специальные ограничения, не позволяющие иным образом использовать земельные участки и объекты на них, кроме как под рынки. Рассматриваем возможность внесения аналогичных изменений в ПЗЗ в отношении и других рынков.

– Вы упомянули про городскую программу «Рубль за метр». Какие результаты и перспективы на сегодня по ее реализации?

– Помимо особняка Колобовых на Петроградской стороне, по программе реализованы еще Александровские ворота Охтинских пороховых заводов на улице Химиков, 20. Объявлены торги по оранжерее, входящей в состав дворцово-паркового ансамбля «Собственная дача» в Петергофе. На очереди – дом Ф.И. Челищева (М.В. Кольбе) на Вознесенском проспекте. Среди других первоочередных объектов – Царский вокзал в Пушкине, загородный дом Л.А. Змигродского и дача Н.М. Кочкина в Сестрорецке. В следующем году также хотим выставить две усадьбы в Петергофе: А.В. Львовой и архитектора Е. Гана и жилой дом В.Ф. Степанова  на улице Константина Заслонова, 8, литера А. 

Программа только стартовала, но КИО совместно с КГИОП намерены ее продолжать развивать, включать в программу другие памятники. Уточняются и подходы: мы можем принять решение использовать объект по программе, но в этой конструкции он, к примеру, не будет иметь такого спроса на рынке, как если бы мы его реализовали иным способом, то есть по каждому объекту решение должно быть индивидуальным. И все же, несмотря на мнение некоторых экспертов-скептиков, считающих, что программа неактуальна, так как объекты передаются в аренду, а не в собственность, я, напротив, считаю, что механизм вполне рабочий. 49 лет – чем не собственность? В общем, объемов не намерены сбавлять.

– На прошлой неделе глава города вручил вам почетную грамоту от президента России за развитие спорта и активную общественную деятельность. Вам лестно? 

– Мне приятно. Эта деятельность занимает очень важное место в моей жизни, помимо работы.

Закрыть