Яндекс.Метрика
  • Юлия Радкевич

Жизнь по принципу мастерской

В Петербурге собрались студийные театры на фестиваль

«Школа. Студия. Мастерская» – это фестиваль для театров, которые выросли из актёрских курсов и театров, в которых сохраняется принцип студийности. В этом году он идет уже в третий раз и продлится до 17 декабря. В программу фестиваля входят спектакли, лекции, встречи и специальная лаборатория для режиссёров.

От переосмысления истории до Шекспира 

Только на днях закрылась Театральная Олимпиада, а год театра все ещё продолжается. В этот раз – через фестиваль «Школа. Студия. Мастерская». По словам организаторов, основная цель «Мастерской» – показать творческий процесс. На фестиваль в Петербург приехали театральные деятели из разных стран. Но в центре внимания – молодая режиссура и новые имена.

В этом году у фестиваля нет «основной программы» в обычном понимании этого слова. Все три части – спектакли, режиссёрская лаборатория, лекции и встречи – равноценны и одинаково интересны, говорят организаторы. Сама идея фестиваля заключается в названии: учиться и творить. 

«Коллективы, которые приезжают, объединены одной общей чертой – студийность. Это видно в начитках: хоть пьесы, хоть другого произведения», – отметил художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов.

Историю Галича покажут на сцене 

Фестиваль открылся спектаклем творческого объединения из Москвы #Ямолодость, который представили в виде музыкально-театрального перформанса. Кстати, на «Школе. Студии. Мастерской» была показана уже третья редакция спектакля.

«Мы взяли спектакль недавних студентов из театра кукол в Улан-Удэ «И звали его Домино». Это большая работа. А Мастерская Брусникина расскажет об истории изгнания Александра Галича из Союза советских писателей. Поэт подвергался жесткой критике, – рассказала арт-директор фестиваля Ольга Никифорова. – Ещё один важный спектакль Юлии Ауг «Моя эстонская бабушка», который основан на реальной истории. В целом мы выбирали спектакли, в которых переосмысливаются события прошлого, потому что эта тема волнует людей. И молодёжь возвращается к этим темам по спирали. Нам важно говорить о том, как все было».

В это воскресенье в «Мастерскую» приедет один из главных специалистов по творчеству Шекспира Алексей Бартошевич. «Он расскажет про письма Джульетте как часть постановки. В декабре ему исполнилось 80 лет. Я прочитал его интервью: это блестяще. Он молод душой», – отметил Козлов.

Все страны в гости к нам 

Отдельно организаторы обратили внимание на лабораторную работу и привезли шесть молодых режиссёров из Молдовы, Венгрии, Литвы, Азербайджана, Польши и Японии, которые покажут на сцене «Мастерской» не полноформатные спектакли, а небольшие эскизы по современным пьесам, которые написаны авторами из их родных стран.

«Мы не доделываем их, а показываем зрителям в том виде, в котором они есть. В эскизах есть уникальная энергетика. Я ужасно люблю этот жанр. В нем проявляется намного больше, чем в отрепетированном, так как актеры показывают свой талант, не навязанный режиссёром или другими смыслами. Возможно, по итогам мы пригласим режиссёров их поставить в «Мастерской». Вчера на фестивале представили уже первый эскиз, а текст актёры в нем знали наизусть. Польская режиссёр спросила нас, сколько они репетировали. Сказала, что три дня. И какое удивление у неё было, что они так быстро справились», – рассказала арт-директор фестиваля Ольга Никифорова. Она отметила, что возможно в будущем появится и такой отдельный формат, как эскизы.

«Солярис» без Тарковского 

На фестивале покажут и пьесу по мотивам одноимённого романа Станислава Лема «Солярис». Повторения картины Тарковского не будет – есть переписанные кусочки, но все же это переосмысление прошлого.
Кстати, петербуржцы тоже могут погрузиться в работу творческой лаборатории и узнать театр с другой стороны – для этого нужно зарегистрироваться.

В будущем организаторы планируют и четвёртый фестиваль, на котором они надеются собрать спектакли со всей России.

«Хотелось бы сделать, если будет бюджет, фестиваль выпускников «Мастерской». И также хотелось бы привезти спектакль «Чайка» Александра Баргмана из Екатеринбурга», – отметил Григорий Козлов.

На заметку

С программой фестиваля можно ознакомиться здесь

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»
Закрыть