Екатерина Омецинская: в театре важна не только форма
Театр становится надуманным и вычурным, он постоянно вступает в творческие коллаборации с другими видами искусства, с техническим прогрессом, со спросом на скандал. На сцене царят не актеры, а режиссеры-индивидуалисты, готовые любым путем прославиться, оставить свой след в искусстве и, конечно же, заработать. Иногда кажется, что они соревнуются – кто оригинальнее и вычурнее перенесет на подмостки известную историю либо явит миру никому не известный, нестандартный сюжет. Форма уже давно довлеет в театре, вытесняя смыслы. Личность, одаренность актера становится не так уж и важна для этих режиссеров. Гуманистические идеалы ими умерщвлены: свои спектакли они создают не во имя изучения человеческой сути, а для удовлетворения собственных амбиций. Постановщиков все чаще интересует грубая манипуляция зрительским сознанием. Оттого темы насилия, споры о норме, апелляции к человеческой физиологии, спекуляция на истории ныне нередки в театре…
Время и мода влияют не только на творцов. Многие зрители стесняются сказать, что не были в модном театре или на распиаренном спектакле. А уж если сходили, то «неприлично» ляпнуть, что ничего не поняли и не приняли. Тон общественному мнению частенько задают профессионалы-критики, оправдывающие любой экшен и подводящие базу под любое режиссерское решение. Уже выросло поколение зрителей, уверенное, что русский психологический театр – это тоска смертная… Удивительно, но прогрессивный театр, ради которого «подвинулся» театр традиционный, благодарности к последнему ничуть не испытывает, а его адепты так и норовят сплясать на костях искусства, некогда составлявшего славу Отечества.
Впрочем, есть и те, кто эту славу сохраняет. Недаром Европа уже который десяток лет восхищается театром Льва Додина… МДТ, тщательно сохраняющий для потомков свои спектакли, на этой неделе завершил ретроспективные показы своих фильмов-спектаклей показом «Московского хора». И это тот случай, когда содружество театра с технологиями прекрасно.