Яндекс.Метрика
  • Екатерина Омецинская, обозреватель

Екатерина Омецинская: в театре важна не только форма

Во времени, в котором мы живем, полнота жизни подменяется потребительскими штампами, истинные знания – количеством сомнительных дипломов, реальная дружба – валом лайков в социальных сетях. В этом времени театр нередко вытесняется шоу, подверженным моде
Фото: «Петербургский дневник»

Театр становится надуманным и вычурным, он постоянно вступает в творческие коллаборации с другими видами искусства, с техническим прогрессом, со спросом на скандал. На сцене царят не актеры, а режиссеры-индивидуалисты, готовые любым путем прославиться, оставить свой след в искусстве и, конечно же, заработать. Иногда кажется, что они соревнуются – кто оригинальнее и вычурнее перенесет на подмостки известную историю либо явит миру никому не известный, нестандартный сюжет. Форма уже давно довлеет в театре, вытесняя смыслы. Личность, одаренность актера становится не так уж и важна для этих режиссеров. Гуманистические идеалы ими умерщвлены: свои спектакли они создают не во имя изучения человеческой сути, а для удовлетворения собственных амбиций. Постановщиков все чаще интересует грубая манипуляция зрительским сознанием. Оттого темы насилия, споры о норме, апелляции к человеческой физиологии, спекуляция на истории ныне нередки в театре…

Время и мода влияют не только на творцов. Многие зрители стесняются сказать, что не были в модном театре или на распиаренном спектакле. А уж если сходили, то «неприлично» ляпнуть, что ничего не поняли и не приняли. Тон общественному мнению частенько задают профессионалы-критики, оправдывающие любой экшен и подводящие базу под любое режиссерское решение. Уже выросло поколение зрителей, уверенное, что русский психологический театр – это тоска смертная… Удивительно, но прогрессивный театр, ради которого «подвинулся» театр традиционный, благодарности к последнему ничуть не испытывает, а его адепты так и норовят сплясать на костях искусства, некогда составлявшего славу Отечества.

Впрочем, есть и те, кто эту славу сохраняет. Недаром Европа уже который десяток лет восхищается театром Льва Додина… МДТ, тщательно сохраняющий для потомков свои спектакли, на этой неделе завершил ретроспективные показы своих фильмов-спектаклей показом «Московского хора». И это тот случай, когда содружество театра с технологиями прекрасно.

Закрыть