Колыбель русской души: о фильме «Эрмитаж. Сила искусства»
В Северной столице в четверг, 12 декабря, в кинотеатре «Аврора» состоялась премьера итальянского документального фильма «Эрмитаж. Сила искусства». Лента, сделанная режиссером Микеле Мали, стала не только одой именитому музею, но и очерком истории становления Российского государства. «ПД» картину посмотрел и делится впечатлениями.
Хороший подарок
В минувшую субботу, 7 декабря, Государственный Эрмитаж отмечал день своего основания, с которого прошло уже 255 лет. В 2018 году День Эрмитажа официально был признан общегородским праздником, а столь знаменательная дата ознаменована весьма примечательным подарком, сделанным для петербургского музея в Италии. Речь о документальной ленте «Эрмитаж. Сила искусства».
Фильм снял режиссер Микеле Мали, большой поклонник истории и искусства. Именно в 2018 году он снял фильм о закате золотого века искусства Вены «Климт и Шиле: Эрос и Психея». Над проектом трудились ведущие итальянские студии 3D Produzioni и Nexo Digital в тесном сотрудничестве с руководством Эрмитажа.
Мали задумал свой фильм в формате музейного шоу или кинопутешествия, гидом в котором стал итальянский актер Тони Сервилло. В сентябре 2018 года на кинофестивале «Послание к человеку» центральным событием стал «Лоро» режиссера Паоло Соррентино, в котором именно Сервилло сыграл знаменитого политика Сильвио Берлускони. Артист также известен по ролям в фильмах «Изумительный» и «Великая красота», производством которых также занимался Соррентино – один из знаковых кинотворцов Старого Света. В русской озвучке рассказчиком выступил Андрей Ургант.
Хороший старт
«Эрмитаж. Сила искусства» прекрасно зарекомендовал себя у зарубежной публики. По словам генерального директора музея Михаила Пиотровского, в Италии в рейтинге картин проект Мали занимает третье место и уже догнал по популярности «Джокера».
Напомним, что фантастическая драма Тодда Филлипса «Джокер» с Хоакином Фениксом в заглавной роли выиграла Венецианский кинофестиваль 2019 года и стала самым кассовым фильмом «взрослой» возрастной категории в истории. Оказаться в одном ряду с этой лентой в плане зрительских симпатий должно быть вдвойне приятно.
Пиотровский также добавил, что «Эрмитаж. Сила искусства» приобрели к прокату еще в 55 странах мира.
Кстати, Михаил Пиотровский оказался действующим лицом фильма, выступив в качестве одного из экспертов, а их Мали в свою работу пригласил предостаточно. О состоянии Эрмитажа и российской культуры рассуждают директор Российской академии художеств Семен Михайловский, куратор отдела венецианского искусства в музее Ирина Артемьева, историк и писатель Орландо Файджес и российский режиссер Александр Сокуров, который именно в Эрмитаже снял одну из своих лучших работ – «Русский ковчег».
Самого Сокурова создатели фильма представили как «петербургского мечтателя», любящего искусство, город и свою страну. Сокуров, в свою очередь, назвал Эрмитаж «самым чистым музеем в мире».
История через картины
Сценаристы фильма Диди Ньокки и Джованни Пискалья решили сделать свой рассказ о Эрмитаже как можно обширнее и полнее, осветив через историю строительства музея и пополнения его экспозиции пути становления города Санкт-Петербурга и всей страны.
Столь крупная задача заставила создателей покинуть стены Эрмитажа и пробежать по улицам города на Неве. Конечно, в кадре промелькнут часы «Павлин» работы англичанина Джеймса Кокса, живописные лестницы Малого Эрмитажа, картины Рубенса, Рембрандта, Леонардо, Тициана и Матисса, но камера плавно проследит и за другими достопримечательностями Петербурга.
Сервилло в качестве гида пройдется по Новоконюшенному и Красному мостам, окажется возле Спаса на Крови и Петропавловского собора, прогуляется про Дворцовой площади и полюбуется на Медного всадника, памятник Анне Ахматовой, монумент Николаю Гоголю и Музей Федора Достоевского. Чего только стоит ночной блеск Невского проспекта в объективе оператора Марко Альфьери – загляденье.
В фильме Мали не только современный Петербург. Есть тут и кинохроника о блокадном Ленинграде и вкрапления из легендарных творений Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"» и «Александр Невский», а также множество стихов и отрывков из дневников, которые зачитывает сам Сервилло. Тут наш гид обращается к Сергею Есенину, Александру Пушкину и другим именитым авторам, которые жили или успели побывать в Северной столице.
Русская душа
С визуальной точки зрения «Эрмитаж. Сила искусства» – почти шедевр, который украшает замечательное музыкальное сопровождение, подготовленное, кстати, петербургским композитором Дмитрием Мячиным, но в плане информационной нагрузки Мали чуть оплошал. Уж слишком много исторических фактов он захотел уместить в полтора часа экранного времени.
В поле зрения «Силы искусства» попал Эрмитаж во времена Петра Великого с его «окном в Европу», Екатерины II – поклонницы французских просветителей Дидро и Вольтера, Александра I и Отечественной войны 1812 года, Александра II с либеральными реформами, Николая I с разгоном декабристов, Николая II, большевиков и Иосифа Сталина. Столь быстро пробежавшись по основным событиям, история у Мали резко обрывается, сразу переходя на современный лад и выставку импрессионистов в Главном штабе.
Сумбурно, но простительно. Мали, судя по всему, повинуясь произведениям Достоевского, которых в фильме цитируют постоянно (от «Бесов» до «Белых ночей»), пытался отыскать в истории Петербурга, истории России и истории Эрмитажа «русскую душу». Что-то особенное и присущее только нашему народу. Из чего состоит эта субстанция? Из сострадании или наивности? «Сила искусства» на этот вопрос отвечать отказывается, но ставит не точку, а запятую: мол, решайте сами.
«Эрмитаж. Сила искусства» в кино с 19 декабря.