Яндекс.Метрика
  • Марат Белышев

Режиссер Алексей Тельнов: «Нам нужно подготовить новых Сокуровых, Месхиевых»

Документальная киностудия «Лендок» создала собственный музей и открыла школу для юных режиссеров и актеров. Ее директор режиссер Алексей Тельнов рассказал о настоящем студии и ее планах

- На Культурном форуме впервые кино города практически монопольно представлял «Лендок». Как удалось так «выстрелить»?

- Мы не ставили цели поймать некий «хайп», искусственно завлечь к себе. Просто предложили программу, которая, на наш взгляд, была бы очень петербургской, соответствовала месту проведения форума. Город всегда был мерилом вкусов, по нему равнялись в оценках, существует даже такое понятие, как «ленинградский», «петербургский» стиль. На это мы и ориентировались, формируя повестку дня. Каждый день у нас шли показы – бесплатные и для всех, а не только для аккредитованных специалистов, чиновников – классики мирового и российского, советского кино. Многие немые картины сопровождались живой оркестровой музыкой.

Мы при полном зале на 300 мест показали культовый немой фильм Якова Протазанова «Пиковая дама», картину Фридриха Эрмлера «Обломок империи», была ретроспектива Сергея Эйзенштейна: прошел показ его малоизвестного произведения «Да здравствует Мексика!» и эталонного «Броненосца «Потемкин», зрители увидели шедевр Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Шинель».

С Госфильмофондом была организована замечательная выставка «Советский плакат. Театр в кино и на афише». Вообще мы пережили с городом прекрасные моменты огромного интереса к чистому, действительно одному из главных – по качеству представленного материала – искусств. Были и современные показы, очень тепло – и по праву – была воспринята картина «Россия с неба», это взгляд немецких
режиссеров на нашу страну.

- Давайте вернемся к нулевым, когда Санкт-Петербургская студия документальных фильмов практически стояла у края пропасти…

- Нельзя забывать колоссальные традиции ленинградской кинодокументалистики. Стены без наполнения и духа мертвы, а здесь все место дышит историей и победами творчества.

На студии работали выдающиеся мастера: Ефим Учитель, Александр Сокуров, с нами сотрудничал Алексей Герман и многие другие. Ленинградская кинохроника работала всю блокаду, на саночках возили с Крюкова канала воду, чтобы проявлять пленки.

Поэтому я пришел как директор действительно в храм искусства, может, только немного забытый и требующий развития. Но тогда стоял острейший вопрос сохранения студии от планов государства по ее приватизации. Это был вряд ли злой умысел, просто акционерные общества со 100-процентным государственным капиталом приватизируются и переходят к эффективным рыночным управленцам. Эти меры могут быть успешными или провальными в равной мере, но студия – не просто акционерное общество. Она могла быть продана, что называется, по цене стен. А после тут бы появился отель или еще что-то далекое от культуры.

Поэтому мы начали с изменения и повышения эффективности работы совета директоров, его возглавил на тот момент генеральный директор Президентской библиотеки Александр Вершинин. Доктор юридических наук, профессор, он смог активно помочь в отстаивании студии, в итоге ее сняли с продажи.

Постепенно мы обрели новые творческие силы, на кинохронике стали не растаскивать, а, наоборот, собирать аппаратуру, развивать пространство. И главное – мы приступили к съемке кино!

- Насколько нам известно, сегодня у вас не только снимаются фильмы, но и идет развитие студии как образовательного, досугового центра?

- Для нас выпуск фильмов является важнейшей задачей. Мы уже достаточно заявили о себе как о культурном пространстве: в кинотеатре  «Лендок» идут фильмы, которые не посмотреть в других местах, нередки спектакли, выступления крупных музыкантов, оркестров.

Мы оборудовали выставку на первом этаже, где кафе, чтобы посетители с первых шагов окунулись в историю места. Здесь кофры и камеры операторов, портреты наших выдающихся мастеров, фотографии со съемок.

В этом году открыли музей, в котором собрали «аналоговую» технику, монтажные станции, звуки, в нем можно увидеть, как работали документалисты раньше, зарядить проектор и насладиться «пленочным» киножурналом на экране.

Нам бы хотелось развивать студию как отраслевой – производственный и обучающий – центр. Киношкола при «Лендоке» тоже на это нацелена. У нас есть лицензия, и мы учим детей работе с камерой, написанию сценариев. По сути, профориентируем, потому что ждать новых идей в отечественном кино можно, только подготовив их носителей – будущих Сокуровых, Месхиевых, Балабановых, Учителей, Михалковых и т. д.

- А если говорить о кино, которое делает «Лендок», более предметно, что бы вы сами отметили?

- Мы завершили сказку, ее рабочее название «Ключ времени», это фантасмагория на тему Петербурга. О том, что город живет своей, скрытой от посторонних жизнью, и одна маленькая девочка с ней знакомится из-за обстоятельств, раскрывать которые не буду, чтобы не опережать событий. Фильм скоро появится в кино, а пока можете посмотреть его трейлер на сайте студии.

Сейчас на «Лендоке» в запуске несколько игровых картин. Среди них ожидается и уже получила признание критиков по «черновому» материалу лента «Архипелаг». Это приключенческая остросюжетная драма о работе на Шпицбергене российско-шведской экспедиции с целью поставить точку в трехсотлетней истории по измерению реальных размеров и формы земного шара. Столкнувшись со смертельно опасной полярной природой и предательством одного из членов команды, герой смог выжить, решить амбициозную научную задачу, принести славу своей стране и вернуться к возлюбленной.

Ряд картин готовится к запуску, многие из них должны получиться остросоциальными и раскрыть проблему экзистенциального осмысления социума и современного мира в целом.

Фильм «Спарринг-партнер» станет историей одного из реально живущих сегодня успешных спортсменов, который в детстве был инвалидом, но смог перебороть себя. И сегодня он помогает мальчишке поверить в то, что можно победить сложнейшую болезнь, тем самым возвращая маленького человека к жизни.

В развитие многих историй последнего времени, связанных с футболистами, ожидается съемка фильма «После футбола». Это история четырех спортсменов, которые после завершения карьеры в спорте высших достижений оказались оставленными всеми, кто недавно носил их на руках. Фильм о преодолении трудностей, спортивной борьбе и борьбе за собственную жизнь.

Это неполная линейка наших планов. Собираемся снимать свою «Родину», но не сериал. А картину про обычных людей, решивших съездить в Казахстан на родину предков, их глазами передать историю разделения страны и народов.

Мы занялись и анимацией, несколько мультиков будет выпущено, среди них – «Внутренний мир», про анатомию человека.

А еще готовимся к запуску большой картины о Станиславском и его исканиях. Это будет серьезное полотно…

- Вы открыты для новых творческих идей. Может прийти, образно говоря, человек с улицы и предложить, например, сценарий?

- Это то, что нам крайне нужно! Мы испытываем нехватку правдивых, интересных и увлекательных историй. Как раз в декабре «Лендок» объявил конкурс на сценарии, особенно художественных картин. Мы их внимательно изучим, привлечем экспертов, пригласим авторов для обсуждения, лучшие будут направлены в работу. Так что всех, кто чувствует в себе творческие силы, мы ждем.

Контакты студии можно найти на нашем сайте, да и без особых договоренностей можно прийти на Крюков канал – у нас на «Лендоке» нет жесткой системы приема в определенные часы и дни, кто-то из руководства всегда на месте, и я сам общаюсь всегда не в кабинете, а в фойе, и так как встреч много, открыт к новым знакомствам с интересными людьми.

СПРАВКА

Студия ведет свою историю с дореволюционных времен, хотя официальной датой ее основания считается 1932 год. За эти годы в студии было снято фильмов и кинохроник на тысячи часов просмотра. «Лендок» постоянно ведет совместные проекты с известнейшими киностудиями и телеканалами мира.

ЦИФРА

50 000 единиц хранения насчитывает архив киностудии «Лендок». Среди них есть даже съемки семьи Романовых. 4 фильма студии («Взгляните на лицо» Павла Когана, «Лето Марии Войновой» («Мария»), «Советская элегия» Александра Сокурова и «Наша мама – герой» Николая Обуховича) входят в рейтинг лучших документальных кинокартин, созданных за 100 лет мирового кино. Кстати, всего в нем 31 картина.

Закрыть