Яндекс.Метрика
  • Юлия Радкевич

Выставка рождественских вертепов открылась в Петербурге

Экспозиция «На пороге Рождества. История и персонажи рождественского вертепа» открылась в Государственном музее истории и религии

Что такое вертеп и каким он может быть?

Каждый год Музей истории и религии создает выставки, приуроченные к Рождеству. В этом же году музей обратил внимание на вертепы и решил подробно рассказать, откуда пошла традиция их создания.

Вертеп – это большой ящик с марионетками, в котором можно проводить кукольные представления по библейским сюжетам. «Но он может представляться не только в этой форме. Вертеп – это и картина, и скульптурная композиция, и живое представление. Впервые он появился еще в 13 веке по инициативе Франциска Ассизского и был живым. Под впечатлением от Вифлеема он нашел близ Италии пещеру и привел туда тех животных, которые по преданию были рядом при рождении Христа. Рядом сделали подобие яслей и даже провели там службу. А затем уже начала появляться традиция скульптурных композиций. В Россию сначала пришли иконографические композиции изображения Рождества Христова. А классический вариант стал традиционным только в 18 веке», – рассказала куратор выставки и научный сотрудник музея Елизавета Брук. Правда, на выставке больше плоскостных вертепов.

Экспозиция «На пороге Рождества. История и персонажи рождественского вертепа» разделена на несколько частей: первая рассказывает об истории рождественских вертепов. Вторая – о событиях священной истории, Евангелии и фигурах, которые чаще всего используются в вертепе.

По словам Елизаветы Брук, самый значимый экспонат выставки – холст маслом 17 века неизвестного художника. Картина изображает момент Евангелия, когда пастухи пришли в хлев – или, по другим источникам, в пещеру – поклониться новорожденному младенцу.

Последняя часть рассказывает о детях и их творчестве в вертепах. По словам куратора, сложнее всего было отобрать экспонаты. «Что-то пришлось взять, что-то оставить. С детскими работами выбор особо волнительный. Многие взяты из архива, но некоторые делали и современные дети. Например, трех волхвов. Но самая важная работа – кукольный вертеп, потому что сделанные фигурки качественные и хорошо художественно оформлены», – отметила куратор.

«Вертеп может разрастаться до невероятных размеров»

Создание вертепов подчинено сложившимся традициям. Обычно он рассказывает сюжеты о рождении Иисуса Христа и царе Ироде с земной жизнью. Иногда туда же включают истории о поклонении пастухов, волхвов и бегство в Египет.

«Композиция всегда строится схоже – в центре находятся ясли с Христом. Ближайшие к нему фигурки – Мария и Иосиф, а также два животных: бычок и ослик. Последние – поздняя традиция, взятая не из Евангелия, а из сопровождающих текстов. За ними уже другие герои – волхвы и пастухи. Иногда при соборе или у богатого человека у волхвов могут появиться слуги, а кроме ослика с бычком – другие животные. Вертеп может разрастаться до невероятных размеров – в нем появляются кошки, собачки и даже современники заказчика – как было в 16-17 веках. А над ними часто горит Вифлеемская звезда», – рассказала Брук.

Вертепы создаются из бумаги, дерева, гипса и даже фарфора – здесь ограничений мало. Кстати, они и сейчас остаются актуальными. «Есть даже театр, который все еще ставит такие представления. И в мире это актуально – разыгрывание сценок Рождества и традиции постановки вертепов дома далеко не изжили себя. Практически каждый верующий, кто может себе позволить, ставит вертеп. Также они появляются и при больших соборах», – поделилась Брук.

От открыток до входных билетов

Кроме самих вертепов отдельное место занимают открытки, которые можно разделить на несколько групп.

Некоторые воспроизводят сцены Рождества, другие – показывают рождество через символы. К примеру, на открытке с ангелом изображены
и еловые ветки. А ель – символ Бога, так как дерево никогда не сбрасывает листья и всегда остается цветущим и вечным.

Есть и открытки, которые посвящены возвещению о рождении спасителя или раскрывают сущность театра вертепа. Последние в основном польские. Одна демонстрирует смерть царя Ирода – на ней появились неизменные персонажи: смерть в антропоморфном виде, которая убивает Ирода, а также сцена Рождества на заднем плане. Узнать, что это вертеп, можно благодаря театральному занавесу по краям открытки и подмосткам.

На выставке представлены и другие виды экспонатов – к примеру, собраны марки со сценой Рождества из разных уголков мира. Они показывают, что этот библейский сюжет важен не только в странах Европы, но и в Замбии, Бурунди, Австралии и на Кубе.

Еще один экспонат – входной билет с программой на детский праздник «Елка», который проводился почти сто лет назад – 29 декабря 1921 года при Эстонской Исидоровской церкви в Петрограде.

НА ЗАМЕТКУ

Выставка расположилась на первом этаже и проработает до 21 января следующего года.

Закрыть