Яндекс.Метрика
  • Сергей Соин

Вячеслав Макаров: «Мы прошли путь от парламентского романтизма к профессиональному законотворчеству»

В этом году исполнилось 25 лет Законодательному собранию Санкт-Петербурга. Восемь лет должность председателя городского парламента занимает Вячеслав Макаров. В интервью «Петербургскому дневнику» он рассказал, как работают депутаты и зачем в Мариинском дворце нужен дресс-код
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

 Если анализировать работу депутатов Законодательного собрания – как она изменилась за те 25 лет, что существует городской парламент?

– Депутатам первых созывов пришлось действовать путем проб и ошибок, ориентируясь только на собственные знания, жизненный опыт и понятия о месте и предназначении городского парламента в политической и экономической жизни страны. Никакой, даже теоретической, базы регионального парламентаризма в России тогда просто не существовало. Шаг за шагом Законодательное собрание выстраивало систему, которая позволяет не только оперативно реагировать на вызовы времени, но и планировать работу на годы вперед. Петербургское законодательство сегодня – это не какие-то клочки и заплатки для латания нормативных дыр, а четко выстроенная система, долгосрочная стратегия, направленная на развитие города, на исполнение наказов наших избирателей. Считаю, что за четверть века Законодательное собрание прошло большой путь от парламентского романтизма к профессиональному законотворчеству. При этом мы сохранили лучшие традиции, заложенные нашими предшественниками, в основе которых лежит искренняя забота о судьбе Петербурга и его жителей, о людях, имя которым – народ.

– Депутатов избирали и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Какую систему вы лично считаете наиболее актуальной и подходящей для Петербурга?

– Считаю, что действующая сегодня смешанная система лучше всего отражает интересы избирателей. Гражданин может проголосовать как за программу политической партии, так и за конкретного кандидата в своем округе.

– Взаимодействие с исполнительной властью за годы работы парламента переживало и взлеты, и падения. Как вы оцените его сейчас?

- Отношения с исполнительной властью – это, конечно, не зубчатый график взлетов и падений, а мощный вектор равномерного движения в сторону конструктивного сотрудничества на благо города. От противостояния перешли к совместной работе, затем постепенно появлялись такие формы взаимодействия, как совместный план законопроектной работы, ежегодный отчет губернатора Санкт-Петербурга перед собранием, «нулевые чтения» проекта городского бюджета и другие. Разумеется, парламент сохраняет свою контрольную функцию. Но контроль – это не конфликт. Цель контроля – совместное оперативное устранение выявленных недостатков. Что касается обратной связи с избирателями, то петербуржцы сами постоянно усиливают работу с Законодательным собранием, обращаясь к депутатам по всем вопросам городской жизни. Количество писем, устных запросов, личных встреч ежегодно увеличивается. Это свидетельство растущего доверия граждан к представительной власти. И ни одно обращение не остается без ответа.

– Какой закон, принятый за 25 лет работы Законодательного собрания, вы считаете самым важным? Или, может быть, было несколько таких законов?

– Безусловно, можно назвать ряд таких законов. Во-первых, это, конечно же, Устав Санкт-Петербурга – наша городская конституция. В нем установлены все основные правила, по которым живет Северная столица, – от системы государственной власти до городских символов и традиций. Во-вторых, Генеральный план Санкт-Петербурга. Это объемный документ, который можно назвать книгой будущего нашего города. В настоящее время собранием разрабатывается проект обновленного генплана, который будет включать в себя все без исключения значимые объекты транспортной, экономической и социальной инфраструктуры, вплоть до торговых точек шаговой доступности, зеленых насаждений и водоемов. Третий важнейший закон – Социальный кодекс Санкт-Петербурга – единый правовой акт, объединивший более 80 законов о мерах поддержки всех льготных категорий граждан. Законодательное собрание по праву гордится этим документом, благодаря которому наша социальная политика является не горстями разрозненных законов, принятых по случаю, а единой линией защиты материнства и детства, людей старшего поколения, ветеранов, инвалидов. Среди особо значимых также следует назвать законы о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге, о бюджетном процессе и об институте почетных граждан нашего города.

Так получилось, что Законодательное собрание находится в Мариинском дворце. Возможен ли когда-то в будущем переезд парламента в другое здание или Мариинский в полной мере устраивает депутатов?

– Мариинский дворец – колыбель российского парламентаризма. В разное время здесь заседали Государственный совет Российской империи, первая Государственная дума, предпарламент, Ленинградский городской Совет народных депутатов. Символично, что сегодня в этом здании располагается высший орган законодательной власти Санкт-Петербурга. Сегодня во дворце созданы все условия для работы парламента. А Большой зал заседаний теперь является свидетелем не только прошлого, но и новейшей истории Санкт-Петербурга.

– Внутри Мариинского дворца действует достаточно строгий дресс-код. В городской парламент больше никогда не пустят людей в кроссовках?

– Требования к внешнему виду и деловому стилю одежды существуют для депутатов, их помощников и сотрудников аппарата. Гостям Мариинского дворца необходимо соблюдение простых приличий, и посетители резиденции городского парламента это прекрасно понимают.

– Как ЗакС сравнивает свою работу с работой других региональных парламентов? Есть ли такой неофициальный зачет?

– Мы не сравниваем свои заслуги с заслугами наших коллег из других регионов, но всегда готовы к обмену опытом. С 1994 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга является учредителем и членом Парламентской ассоциации Северо-Запада России наряду с органами законодательной власти еще десяти субъектов Российской Федерации. Кроме того, у нас заключены соглашения о сотрудничестве с тридцатью региональными парламентами России. Законодательное собрание Санкт-Петербурга не раз называли лучшим представительным органом субъекта Федерации. Мы благодарны коллегам за эту высокую оценку и всегда готовы как помогать им, так и учиться у них.

– Как строятся взаимоотношения с бывшими депутатами, которым не удается избраться на новый срок? Нужно ли создавать структуру, которая, может быть, объединяла бы экс-избранников? Помогала им делиться опытом с новыми депутатами?

– Создание такой структуры может быть только добровольным. Что же касается наших бывших коллег, то многие из них активно участвуют в жизни города, возглавляют различные организации и общественные объединения. Так что мы часто и охотно прислушиваемся к их мнению. Для них всегда открыты двери Мариинского дворца.

– Как в собрании укрепляют корпоративный дух? Спорт, соревнования, тимбилдинги?

– Я давно и глубоко убежден, что спорт – лучшее средство не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы проникнуться командным духом, научиться чувствовать плечо товарища. Команда Законодательного собрания Санкт-Петербурга регулярно становится победителем Спартакиады органов государственной власти нашего города. Наши команды регулярно участвуют в футбольных и баскетбольных турнирах, а недавно в городе состоялся международный футбольный матч, в котором сборная петербургского парламента играла с иностранными студентами, обучающимися в наших вузах.

– Может ли появиться возрастной ценз для депутатов городского парламента, ограничивающий их работу, – по типу того, как это действует среди чиновников? Возможно ли ограничение по срокам пребывания в Законодательном собрании?

– Прежде чем вводить любые цензы, следует тщательно проанализировать, как это отразится на конституционном праве граждан избирать и быть избранными. А это право в демократическом государстве должно быть нерушимо. Есть разумные ограничения для избрания на должность главы исполнительной власти страны или региона, потому что на людях, занимающих эти государственные должности, лежит огромная ответственность в части принятия единоличных решений, распоряжения бюджетными средствами. Работа законодателя требует скорее вдумчивости, способности к анализу, мудрости и опыта, которые часто приходят только с годами. Напомню, что прообразом парламента были советы старейшин.

– Как вы оцените работу фракций, входящих в парламент? Чувствуется ли внутрипарламентская конкуренция?

– Разумеется, парламент, в который входят шесть депутатских фракций, не может существовать без дискуссий, зачастую весьма острых. Другое дело, что эти дискуссии, споры, схватки никогда не выходят за рамки парламентской этики. Мы – одна команда, для которой важнее всего благополучие родного города и его жителей. Для достижения этой цели необходимо жертвовать личными амбициями, прислушиваться к коллегам и с уважением относиться к их точке зрения. Это традиции нашей работы, заложенные еще депутатским корпусом первого созыва. Так было, так есть и так должно быть всегда.

СПРАВКА

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член фракции «Единая Россия». Мастер спорта по легкой атлетике. Полковник в отставке. Автор более 60 научных трудов. Профессор. Награжден многими правительственными наградами. Женат, у него две дочери, две внучки и внук.

Ежегодно петербургские законодатели получают десятки тысяч писем. В прошлом парламентском году только в приемной собрания зарегистрировано около 13 тысяч обращений. Ни одно из них не остается без ответа. Многие дела берутся под особый контроль. Вячеслав Макаров, председатель Законодательного собрания Петербурга.