В Русском географическом обществе показали Антарктиду глазами полярников
«Наши компьютеры буквально трещали, память переполнялась моментально», - сказал на открытии выставки 9 декабря Виктор Боярский, председатель Полярной комиссии Русского географического общества и один из организаторов фотовыставки, комментируя интерес полярников к проекту. Для отбора лучших работ ввели рейтинговую систему. На выставку попали работы, получившие наибольшее число позитивных пересечений мнений членов жюри - по одному снимку от каждого автора. В каталог выставки включили по 3-4 работы.
Зрителям предстали насыщенные краски восходов и закатов ледового континента, колонии пингвинов и отдельные особи, рьяно интересующиеся автомобильной техникой, портреты бывалых полярников, заледенелые указатели и заиндевелые тягачи, морские звезды, айсберги и крохотные домики у скального обрыва, за которыми - бескрайняя снежная пустыня.
1,4 кадра в день
В одной экспозиции объединены работы, буквально на днях присланные с российской круглогодичной антарктической станции «Восток» по обычной электронной почте и кадры, снятые на фотопленку в середине 1970-х годов и бережно оцифрованные.
Полярник со стажем Александр Новиков рассказал «Петербургскому дневнику», что, отправляясь в Антарктиду на 2,5 года, он смог раздобыть всего три коробки цветной фотопленки, по 10 полутораметровых кусочков в каждой. Одна пленка вмещала 36 кадров. Пройдя полмира, включая экзотические острова и страны, и отзимовав в Антарктиде, собеседник «ПД» мог себе позволить отснять не более 1,4 кадра в день. «Приходилось каждый раз крепко подумать, прежде чем снимать кадр», - вспоминает он. Но буйство красок того стоило, уверен Новиков.
Подписи монархов и министров
Владимир Баранов, прежде чем снять свой антарктический кадр, изрядно потрудился. Месяцами в свободные от исследований минуты он носил камни на ровную площадку, а затем раскрашивал их белой краской. Его перестали обвинять в чудачестве, лишь когда «Антарктида в миниатюре» была готова, и на белых камнях стали появляться автографы монархов и наследных принцев, министров и лидеров государств.
«Одними из первых расписались принц Монако и Артур Чилингаров», - говорит Владимир Васильевич. Сейчас «Антарктида в миниатюре» стала одной из достопримечательностей российской круглогодичной станции «Новолазаревская».
Имя города на карте
Станции «Ленинградская» посвящено сразу две работы. Вот ржавые домики на сваях, а на соседнем снимке - крошечный поселок на самом краю высокого скального обрыва. Поселение на границе миров сейчас в основном пустует, получив статус сезонной полевой базы. Изредка его навещают экспедиции, но полярники верят, что когда-нибудь придет черед расконсервации и этой станции, закрытой в безвременье 1990-х, ведь другую подобную станцию - «Русскую» расконсервируют уже во время текущей экспедиции.
Верят, что когда-нибудь снова смогут вернуться к исследованию животного мира антарктического шельфа и сотрудники Зоологического института РАН. На выставке много работ представителей этого института. Но программа «Мировой океан» завершилась в 2013 году, а новая принята правительством не была. Сейчас ученые переориентировались на изучение животного мира Арктики.
Антарктида - в цветах «Зенита»
«Синий, белый, голубой - самые характерные цвета в Антарктике», - заметил Юрий Ерженков, пилот авиакомпании «Россия», много раз летавший на ледовый континент. И продолжил уже в шутку, мол, Антарктида тоже за «Зенит». В «зенитовские» цвета чаще всего окрашены айсберги. В коллекции боцмана Научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» Михаила Константинова более 11700 снимков айсбергов. «Специально посчитал», - говорит он. Самые скучные по его классификации - «столовые» айсберги, ровные, как стол, а самые занятные - «Родены». Именем знаменитого скульптора он отмечает для себя айсберги особенно причудливых форм.
Дорогу вернисажу
Выставка останется в стенах Русского географического общества месяц - с 9 декабря по 10 января. Затем ее развернут в Доме архитекторов, в Творческом союзе художников на Невском проспекте,60, в Кронштадтской художественной школе имени Аникушина.