Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Цирк Cirque du Soleil покажет совершенно новое шоу CRYSTAL

Каким будет это представление и в чем его изюминка, в эксклюзивном интервью «Петербургскому дневнику» рассказал артистический директор шоу CRYSTAL Cirque du Soleil Роб Тэннион

– Выступления Cirque du Soleil в Петербурге всегда проходят с аншлагом. Но в этот раз вы обещаете показать совершенно новое шоу. В чем его особенность? 

– CRYSTAL – первое шоу за всю историю Cirque du Soleil, в котором акробатика получает новое прочтение, ведь лед здесь стал сценой. В постановке удивительным образом встречаются два мира – акробатика и фигурное катание.

Это шоу было создано Шеной Кэррол и Себастьяном Солдельвилья и рассказывает историю молодой девушки Кристал, с которой зрители отправятся в невероятное путешествие. Вот этот сплав музыки, видеопроекций, фигурного катания в разных его формах, акробатических дисциплин, в котором узнается наш фирменный почерк, отличает это гастрольного шоу от всего, что вам доводилось видеть раньше как в репертуаре компании, так и где бы то ни было в мире.

– Трудно ли сочетать в одном представлении сразу несколько видов искусства? 

– Самой большой сложностью на этапе создания шоу CRYSTAL было найти точки соприкосновения между цирковыми дисциплинами, акробатикой и ледовыми видами спорта. В этом смысле шоу CRYSTAL стало для нас экспериментом. Мы проделали огромную исследовательскую работу как с технической точки зрения, так и с художественной, чтобы «поженить» два мира. И сегодня в шоу это чувствуется буквально на всех уровнях. 

Скажем, артисты или техническая команда. Изначально мы искали таких специалистов, которые были бы готовы выйти из зоны своего комфорта, узнать много нового, пополнить свой профессиональный багаж.

Акробатам в нашем шоу пришлось учиться кататься на коньках, а фигуристам – осваивать акробатические элементы. На протяжении целого года команда авторов шоу провела несчетное количество мастер-классов перед тем, как приступить непосредственно к созданию шоу. На этих мастер-классах мы изучали все возможные способы соединить акробатику со льдом – и так, чтобы в этом все сразу узнали почерк Cirque du Soleil. 

Этот поиск привел к появлению абсолютно новых дисциплин. В шоу есть номер, когда исполнительница «сходит» с трапеции на ледовую твердь и ее подхватывают фигуристы. Есть номер с рампами, по которым фристайлеры устраивают бег, взмывают на огромной скорости ввысь, совершают кульбиты и вновь опускаются на лед.

– Не усложнил сквозной сюжет шоу работу артистов над постановкой? Может быть, проще было показать отдельные номера? 

– Да, в шоу есть сюжет. Он легко считывается, акцентирует основные элементы истории. Главная героиня шоу Кристал чувствует себя белой вороной. После того, как она случайно проваливается под лед, она оказывается в мире своего воображения, где и отправляется на поиски себя и своего голоса. Встречая на пути разных персонажей, она обретает себя и возвращается к своей семье. Лично я убежден, что именно сюжетная линия помогает исполнителям CRYSTAL достучаться до зрителей, тронуть их сердца, всколыхнуть в них разные эмоции. И, конечно, это шоу о каждом из нас – все мы сомневаемся, ищем ответы на вопросы, ищем себя.

Знаете, что мне больше всего нравится в CRYSTAL, так это стопроцентная самоотдача людей, которые работают в шоу. В среднем каждый исполнитель за время одного выступления меняет четыре образа.

– Любое представление – это еще и декорации, костюмы, грим. Как решается эта задача с учетом двух стихий – сцены и льда? 

– Нам пришлось создавать абсолютно все с чистого листа. Из-за сплава акробатики и ледовых видов спорта в одной постановке нам и себя, признаться, пришлось изобрести заново.

Мы дорабатывали ряд акробатических снарядов. К примеру, иначе «одели» раскачивающуюся трапецию, так как исполнительница работает в ней прямо в коньках. Некоторые снаряды мы вообще придумали с нуля: огромные мачты-маятники, работая на которых, артисты перепрыгивают с одной на другую над ледяной гладью. Большое количество сценографических решений и реквизита, включая рампы для ребят – экстремальных скейтеров или качелей у дома Кристал.

Лед заставил нас поломать голову и над костюмами. Так, чтобы его обуздать, нашим костюмерам пришлось придумать специальную обувь и перчатки с кошками и шипами, чтобы акробаты могли совершать прыжки и перевороты на ледовой поверхности, не теряя равновесия. А еще для быстрых переодеваний во время шоу на костюмы были добавлены молнии по шаговому шву – переодеваться можно, не снимая коньков. У нас даже есть номер, в котором к конькам прицеплены микрофоны – лед в этой сцене буквально музицирует!

– Правда ли, что у всех артистов Cirque du Soleil есть гипсовые копии головы, которые хранятся в штаб-квартире в Канаде? 

– Раньше, чтобы сделать слепок головы – а с него потом делали головные уборы и парики для конкретного исполнителя, который мог находиться в любой стране мира, – использовали гипс и латекс. Даже сегодня в штаб-квартире компании в одном из коридоров хранят некое количество таких «гипсовых голов», которые отлепили с исполнителей из разных уголков земного шара. Впечатляющее зрелище, надо отметить!

Правда, технологии совершенствуются, и сегодня мы используем для этих целей 3D-сканеры. У нас все шьется по индивидуальным меркам артистов, и красота этой технологии в том, что все головные уборы сидят, как вторая кожа. Артисты сфокусированы только на своем выступлении, на шоу. Им не нужно заботиться о костюме, думать о том, что что-то некомфортно сидит.

– Говорят, что в Cirque du Soleil довольно много артистов из России. 

– Русскоязычные исполнители невероятно техничны и артистичны. Они действительно есть во многих шоу Cirque du Soleil. Если говорить о цифрах, то сегодня во всех постановках Cirque du Soleil заняты 1400 исполнителей и только около 150 их них из России, то есть это порядка 11%. Этот процент исполнителей из года в год может несколько меняться, но даже труппа шоу CRYSTAL это соотношение выдерживает – из 43 исполнителей четверо из России. Двое из них – акробаты, а еще двое – фигуристы. Российский тур для них крайне волнителен, ведь CRYSTAL выступает у них дома. У них есть шанс выступить перед своими друзьями, членами семей. Они все время дают нам рекомендации – куда сходить, что посмотреть, что попробовать.

– А кто и как может стать членом вашего коллектива? Что для этого нужно? 

– Процесс кастинга в наши шоу многоступенчатый, но в штаб-квартире компании работает высококлассная команда скаутов, которая ищет талантливых исполнителей во всем мире. Есть расписание кастингов, которые проходят в разных странах. Подать заявку на прослушивание может каждый через наш глобальный сайт. Самые техничные и артистичные, самые необычные и самобытные кандидаты попадают в шорт-лист. Те из них, которые приглянулись скаутам, оказываются в базе данных Cirque du Soleil. Мы ее называем «Книгой артистов». Если для нового шоу или для замены исполнителей в одной из существующих постановок компании нам нужны артисты, мы ищем их в этой базе данных и зачастую просим предоставить нам для второго этапа прослушиваний дополнительные видео.

Скажем, для CRYSTAL мы искали исполнителей с незаурядными актерскими способностями и талантом импровизации. Каждая ситуация индивидуальна, но в каждом исполнителе мы ищем высококлассного профессионала в своей дисциплине, человека крайне работоспособного, отличного командного игрока, артиста, готового показывать максимально возможный результат изо дня в день.

Зачастую, чтобы стать частью Cirque du Soleil, нужны терпение и настойчивость. Терпение – чтобы дождаться того дня, когда вам улыбнется удача, а это бывает не быстро. Настойчивость – чтобы каждый раз напоминать департаменту кастинга о себе, обновлять профиль, присылать новые записи своих выступлений. Работы невпроворот, но это стоит того.

– Как вам удается адаптировать постановки к путешествиям по всему миру? 

– Постановки Cirque du Soleil универсальны, они понятны зрителям во всем мире. Иногда (все, конечно, зависит от конкретного шоу) мы немного адаптируем их к выступлениям в той или иной стране. Скажем, шоу CRYSTAL мы перевели на русский язык, так как в оригинале оно идет на английском. И это дело не трех минут. Мы перевели оригинальный текст на русский, потом записали несколько артистов, озвучивших роли, затем смикшировали их озвучку в саундтрек шоу, свели все это в мастер-файл, а потом репетировали с артистами и технической командой. Сделали это мы для того, чтобы наши российские зрители получили максимум удовольствия от шоу, от увиденного на сцене.

– Вы показываете шоу CRYSTAL в самых разных местах. Как реагирует на них публика? Что вы думаете о петербургских зрителях и о нашем городе? 

– Вне зависимости от того, где мы выступаем, нас встречают шквалом аплодисментов. Зрители свистят, топают ногами в конце шоу – в общем, реагируют крайне эмоционально. Так здорово осознавать, что публику удивило техническое совершенство шоу, что их сердца тронула история Кристал. Кстати, на шоу приходят семьи с детьми и за реакцией самых маленьких зрителей очень трогательно наблюдать.

Знаете, лично я был в Санкт-Петербурге с другим проектом. Воспоминания от вашего города у меня самые потрясающие. В 1998 году я выступал на сцене Мариинского театра. Мы привозили шоу Enter Achilles труппы DV8. Для меня это одно из самых больших профессиональных достижений – выступать на этой знаковой сцене.

Двадцать лет спустя меня ждет очередная встреча с Петербургом. Думаю, что я буду наслаждаться красотой великого города уже совсем другими глазами.