«Давайте помолчим об этом»: петербургский депутат попросил журналистов не писать про лжеминирования

Петербург почти две недели терроризируют лжеминеры. Анонимы ежедневно сообщают в полицию о якобы заложенных бомбах в школах, детских садах, судах, торговых центрах. Только на этой неделе Эрмитаж эвакуировали дважды.
Ни одно из сообщений, к счастью, не подтвердилось, однако урон от действий лжеминеров очевиден.
Чем меньше, тем лучше
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев уверен, что помимо прочего лжеминеры жаждут славы, поэтому борьбу с ними предложил начать через СМИ.
Парламентарий написал сразу два открытых письма – председателю Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Владимиру Рябоволу и ко всем журналистам. В обоих он просит содействовать снижению количества публикаций о минерах. «Новости о минировании всегда в топе «Яндекса», можно сказать, что публикации в СМИ увеличивают популярность лжеминеров, вероятно, они этого и добиваются. Пусть и косвенно, но интерес СМИ толкает хулиганов к новым звонкам. Комитет по печати мог бы подготовить некие рекомендации для СМИ о том, как часто стоит выпускать информацию о лжеминированиях, однако финальное решение о публикации, конечно, должно остаться за редакциями», – сообщил Цивилев, призывая не искать в его предложении цензуру.
Параллельно парламентарий предлагает наладить адресное информирование: «Сведения об эвакуации должны передаваться родственникам граждан, которым пришлось эвакуироваться из-за сообщения о заложенной бомбе. Если речь идет об образовательных учреждениях, то сообщать в первую очередь нужно родителям».
Не решит проблему
Владимир Рябовол сообщил «ПД», что официальный запрос депутата в Комитет по печати пока не поступил, поэтому комментировать предложение по существу он не может. Однако он отметил, что инициатива Цивилева может нарушать действующее законодательство: «Вмешательство исполнительных органов власти в информационную повестку и деятельность журналистов противоречит 58-й статье закона о СМИ. Единственное, мы можем проинформировать о существующей проблеме СМИ, в которых город является основным акционером. Возможно, частично это изменит ситуацию, но не решит проблему в целом».
Председатель петербургского отделения Союза журналистов России Дмитрий Шерих считает, что Цивилев переоценивает возможности Комитета по печати. «Мотивы депутата мне понятны, все эти лжеминирования доставляют массу неудобств, и любые способы борьбы с этим злом хороши. Однако само предложение, скорее, политический PR. Сегодня информационную повестку создают не только официальные СМИ, но и многочисленные сайты, блоги и социальные сети. На них Комитет по печати повлиять не может», – сказал он.
Шерих не согласен и с тем, что СМИ не должны говорить о лжеминированиях. «Полиция даже если понимает, что вызов о минировании ложный, все равно все проверяет, потому что на кону жизни людей. СМИ также несут ответственность перед обществом. Конечно, журналисты также понимают, что информация о минировании может быть ложной, но вдруг нет? И СМИ, обладая информацией, просто не могут скрывать ее от людей», – пояснил он, добавив, что пресса – не тот узел, с которого можно начать борьбу со лжеминерами.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В Петербурге началась прокурорская проверка по факту эвакуации школы № 246 на Планерной улице, где 9 декабря произошла давка. На момент эвакуации в учебном заведении оказались закрыты аварийные выходы, а турникеты сняли только через некоторое время, после того как поступило сообщение о тревоге. Кроме того, по словам родителей, в давке одной девочке сломали руку. Правда, директор школы опровергла эту информацию, сообщив, что никто из детей травмы не получал.
По словам пресс-секретаря городского Комитета по образованию Даниила Борисова, на кадрах, которые были сняты в гардеробе школы, видно, что действительно есть некая нервозность.
«Судя по всему, не очень правильно была организована данная эвакуация, что в общем-то довольно странно, потому что во всех школах отработаны эти ситуации, когда необходимо вывести большое количество детей одномоментно в какой-то короткий промежуток времени. Поэтому в этой ситуации нужно дополнительно разбираться, почему так произошло», – заявил он (подробнее).