Михайловский театр и Театр комедии имени Акимова «обзавелись» двойниками перед праздниками
Перед новогодними праздниками в Петербурге активизировались «культурные мошенники». Они запустили сайты-двойники некоторых городских театров, на которых наценка на билет достигает до 300%. Как сходить на спектакль по разумной цене и не попасться на проделки мошенников, разбирался «Петербургский дневник».
Кого копируют
На днях в Смольном прошло совещание по проблемам сайтов-двойников театров. Как рассказали «ПД» в пресс-службе Комитета по культуре, перед Новым годом и Рождеством начался бум сайтов, которые предлагают петербуржцам и туристам билеты на спектакли или концерты со значительной наценкой. «Так, например, в сети функционируют поддельные сайты Театра комедии им. Н. П. Акимова, театра «Мюзик-Холл», Михайловского театра и многих других учреждений, в том числе федерального подчинения. Наценки порой достигают 200-300%», – сообщили «Петербургскому дневнику» в Комитете по культуре.
Как бороться с проблемой, в комитете уже знают. На сайте городского правительства появился единый реестр театров и концертных организаций города. Там представлены официальные сайты культурных учреждений, с которыми горожане могут свериться. Как отметили в Комитете по культуре, полный список будет готов до конца этой недели.
Как не стать жертвой мошенников
Есть несколько простых правил, которые спасут вас от покупки нелегального и неоправданно дорогого билета в театр или на концерт. «Перед покупкой следует внимательно изучать название сайта и его структуру. На официальном сайте любого государственного учреждения культуры всегда можно найти информацию о полном и сокращенном наименовании организации, месте нахождения, почтовом адресе, сведения об учредителе и учредительные документы», – отметили в комитете.
Помните, что на билете, в том числе и электронном, должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, ИНН, адрес учреждения, номер и серия бланка строгой отчетности или электронного билета, название мероприятия, QR-код или штрих-код и цена. А после покупки вам обязательно должны дать чек.
Александр Гавричков, начальник отдела защиты информации Университета ИТМО, рассказал «Петербургскому дневнику», что сайты-двойники действительно не редкость для Петербурга. Самое главное, в чем должен быть уверен пользователь, это текст, который он вбивает в поисковую строку.
«Как правило, сайты-двойники основаны на схожести с какими-то сайтами, которые злоумышленник дублирует. Эта схожесть может быть основана на том, что человек, вбивая адрес сайта, совершает какую-то опечатку. Допустим, рядом расположены какие-либо символы. Многие ведь набирают адрес сайта вслепую, не смотрят на клавиатуру. Злоумышленник может заранее зарегистрировать домен, собрав статистику опечаток и сделать на этих доменах сайты-двойники. Пользователи зайдет, у него высветится то же самое, идентичные данные. А злоумышленник получит его аутентификационные данные – имя пользователя и пароль – и дальше сможет использовать эту информацию в своих целях», – рассказал в беседе с «ПД» специалист.
Бывают случаи, когда сайты создают под одного единственного пользователя, предварительно собрав информацию о нем.
Похожая ситуация с поддельным интернет-магазином: он может мимикрировать под реальный сайт, а вот реквизиты для платежей мошенники оставят уже свои. Также мошенники любят подделывать сайты социальных сетей и почтовые сервисы.
«В случае распространения странных ссылок по почте ни в коем случае их не открывать. Часто бывает «закос» под техподдержку какого-либо банка. Звонят и говорят: вы знаете, у нас произошла хакерская атака, мы утратили свою базу. Для того, чтобы восстановить ее, срочно пришлите свое имя пользователя и пароль. Пришлют ссылки, через которые не надо переходить и свою информацию аутентификационную не предоставлять», – напоминает эксперт.
Хороший способ обезопасить себя от взлома – иметь разные пароли, особенно для рабочих и личных электронных ящиков. Если вы все-таки попались на удочку мошенника, помочь вам смогут специалисты Управления «К» МВД России. «Любые действия пользователя в системе фиксируются, соответственно, записи о действиях пользователя воспринимаются в качестве доказательств в суде».
Сайты-двойники есть даже у Роспотребнадзора
Председатель «Общественного контроля» в Петербурге Всеволод Вишневецкий советует покупателям онлайн-магазинов сперва изучить информацию о владельце сайта. А если ее на ресурсе нет, быстрее его покинуть.
«Потребитель должен найти на сайте полную и достоверную информацию о владельце этого сайта, которая обязательно располагается в нижней части сайта. Если информация о владельце сайта вообще отсутствует, с него нужно уходить», – рассказал Всеволод Вишневецкий.
Как отмечает эксперт, нелегальные интернет-магазины мимикрируют под названия крупных брендов. По его словам, проблему с двойниками испытывают даже государственные организации, например, Роспотребнадзор.
«Если люди попадают в такие ловушки, никого, кроме себя, они не винят. Какие могут быть способы борьбы? Роскомнадзор по обращениям владельцев брендов или представителей госорганов блокирует эти сайты. Такая практика существует. Но они возникают вновь и вновь, располагаются на территории других государств, поэтому заблокировать их очень сложно».