Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Генеральному директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому исполняется 75 лет

Почетный гражданин Петербурга вот уже много лет воспитывает «гурманов от искусства»
Генеральному директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому исполняется 75 лет Фото: «Петербургский дневник»

Михаил Пиотровский давно уже стал одним из символов Северной столицы. И дело не в престижном звании Почетного гражданина Санкт-Петербурга. И даже не в том, что он уже 27 лет руководит главным музеем страны. А в самой личности этого энциклопедически образованного, интеллигентного, истинно петербургского жителя, который свято хранит оставленные нам в наследство шедевры искусства.

Сохранение традиций

Да и разве могло быть иначе? Ведь его отец, известный археолог, профессор Борис Пиотровский больше четверти века был директором Эрмитажа. И продолжатель его дел Михаил Борисович Пиотровский признается, что до сих пор чувствует над собой некий контроль и понимает важность миссии, которую возложил на него отец.

«Я думаю, что главное, что я делал, это сохранял традиции. Это все продолжение того, что было заложено моим отцом и его коллегами», – говорит он.

Выпускник Восточного факультета Михаил Пиотровский долгие годы провел в экспедициях, работал на раскопках в Йемене. Восток близок и понятен ему. И потому так болит его сердце, когда говорят о Сирии, разрушенных там памятниках и героической смерти музейных сотрудников, которых он знал лично.

Сейчас с Сирией подписано соглашение о том, что Эрмитаж готов принять участие в восстановлении музея в Пальмире. Создается 3D модель утраченных памятников. Сирийские реставраторы приедут в Петербург, чтобы познакомиться с нашей методикой восстановления раритетов.

А еще Михаил Пиотровский продолжает писать книги. Из тех 50-60 изданий, что ежегодно выходят в свет в Эрмитаже, обязательно есть и его книги. В этом году – это «Мой Эрмитаж».

Эрмитаж именно глазами его директора, а может, просто человека, ведь взгляд-то сугубо личный? Тем более что сам Пиотровский рассказывает, что ставил перед собой задачу – увидеть и написать об Эрмитаже в XX веке человеческими глазами.

«История, изложенная доступным языком через призму моего представления. А мое представление – это представление многих поколений эрмитажников», – поясняет он.

Михаил Пиотровский уверен, что главное предназначение музея в сохранении традиций и защите коллекций, на которые порой посягают самые разные организации, а то и целые страны.

«Музей – это фонды. Наша задача – хранение, реставрация, показ и передача шедевров следующим поколениям», – не устает подчеркивать он.

Вторая задача – открытость и глобальность

«Такого глобального музея, как Эрмитаж, в мире больше нет», – уточнил он, имея в виду филиалы музея во многих городах России и странах мира, а также те выставки и встречи, которые он постоянно организует. Эрмитаж сегодня представлен не только в Санкт-Петербурге. Его центры-спутники – уже в Казани, Омске, Амстердаме. В будущем – в Екатеринбурге, Барселоне, Китае.

Казалось бы, что должно беспокоить директора, если его музей уже посетили 4,5 миллиона человек? А вот он волнуется.

«У нас число людей, воспринимающих искусство как неотъемлемую часть своей жизни, не слишком велико. В отличие даже от Москвы, не говоря уже о Париже. На выставки, которые собирают толпы в Москве, у нас ходят меньше», – сетует он.

И на вопрос журналиста «Петербургского дневника», как воспитать гурмана от искусства (этот термин, конечно, придумал сам Михаил Пиотровский), говорит:

«У нас в Петербурге с гурманами от искусства плохо. В Москве их больше, потому что там искусство модно и принято ходить на выставки. С одной стороны, это, может быть, не хорошо. Но с другой, – если люди стараются следовать моде, то они, например, стараются одеваться чище, выбирают одежу более тщательно. Они ходят на выставки, пытаются что-то понять и считают это важной частью жизни», – говорит он.
Впрочем, по мнению Михаила Пиотровского, не все так плохо. И люди все больше приобщаются к искусству.

«Эрмитаж поднимает эту планку. Делает большие выставки», – говорит он.

Все выставки, конечно, разные. Например, «Ассирийские рельефы» – уникальнейшая выставка, такие бывают раз в пятьдесят лет. Но ее, считает ученый, нужно понять, а для этого требуется почитать книги.

Выставка «Это сам Потемкин», открывшаяся в день рождения Эрмитажа, хоть и сложная, но все же более доступная для понимания посетителя. А красота и изящество статуи Виктории Кальватоне, которая после реставрации вернулась еще более похорошевшей, понятна всем и без слов.

«Наша социальная политика – это воспитание гурманов. Потому что тогда и дети вырастают гурманами», – говорит Михаил Пиотровский. 

Кстати, вход для ребят, студентов и пенсионеров в Эрмитаж всегда бесплатный.

СПРАВКА

В Государственном Эрмитаже хранится более трех миллионов произведений искусства разных эпох. Площадь выставочных площадей составляет 66 842 квадратных метра. Туристический маршрут протянулся на 30 километров.

Закрыть