Генеральному директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому исполняется 75 лет
Михаил Пиотровский давно уже стал одним из символов Северной столицы. И дело не в престижном звании Почетного гражданина Санкт-Петербурга. И даже не в том, что он уже 27 лет руководит главным музеем страны. А в самой личности этого энциклопедически образованного, интеллигентного, истинно петербургского жителя, который свято хранит оставленные нам в наследство шедевры искусства.
Сохранение традиций
Да и разве могло быть иначе? Ведь его отец, известный археолог, профессор Борис Пиотровский больше четверти века был директором Эрмитажа. И продолжатель его дел Михаил Борисович Пиотровский признается, что до сих пор чувствует над собой некий контроль и понимает важность миссии, которую возложил на него отец.
«Я думаю, что главное, что я делал, это сохранял традиции. Это все продолжение того, что было заложено моим отцом и его коллегами», – говорит он.
Выпускник Восточного факультета Михаил Пиотровский долгие годы провел в экспедициях, работал на раскопках в Йемене. Восток близок и понятен ему. И потому так болит его сердце, когда говорят о Сирии, разрушенных там памятниках и героической смерти музейных сотрудников, которых он знал лично.
Сейчас с Сирией подписано соглашение о том, что Эрмитаж готов принять участие в восстановлении музея в Пальмире. Создается 3D модель утраченных памятников. Сирийские реставраторы приедут в Петербург, чтобы познакомиться с нашей методикой восстановления раритетов.
А еще Михаил Пиотровский продолжает писать книги. Из тех 50-60 изданий, что ежегодно выходят в свет в Эрмитаже, обязательно есть и его книги. В этом году – это «Мой Эрмитаж».
Эрмитаж именно глазами его директора, а может, просто человека, ведь взгляд-то сугубо личный? Тем более что сам Пиотровский рассказывает, что ставил перед собой задачу – увидеть и написать об Эрмитаже в XX веке человеческими глазами.
«История, изложенная доступным языком через призму моего представления. А мое представление – это представление многих поколений эрмитажников», – поясняет он.
Михаил Пиотровский уверен, что главное предназначение музея в сохранении традиций и защите коллекций, на которые порой посягают самые разные организации, а то и целые страны.
«Музей – это фонды. Наша задача – хранение, реставрация, показ и передача шедевров следующим поколениям», – не устает подчеркивать он.
Вторая задача – открытость и глобальность
«Такого глобального музея, как Эрмитаж, в мире больше нет», – уточнил он, имея в виду филиалы музея во многих городах России и странах мира, а также те выставки и встречи, которые он постоянно организует. Эрмитаж сегодня представлен не только в Санкт-Петербурге. Его центры-спутники – уже в Казани, Омске, Амстердаме. В будущем – в Екатеринбурге, Барселоне, Китае.
Казалось бы, что должно беспокоить директора, если его музей уже посетили 4,5 миллиона человек? А вот он волнуется.
«У нас число людей, воспринимающих искусство как неотъемлемую часть своей жизни, не слишком велико. В отличие даже от Москвы, не говоря уже о Париже. На выставки, которые собирают толпы в Москве, у нас ходят меньше», – сетует он.
И на вопрос журналиста «Петербургского дневника», как воспитать гурмана от искусства (этот термин, конечно, придумал сам Михаил Пиотровский), говорит:
«У нас в Петербурге с гурманами от искусства плохо. В Москве их больше, потому что там искусство модно и принято ходить на выставки. С одной стороны, это, может быть, не хорошо. Но с другой, – если люди стараются следовать моде, то они, например, стараются одеваться чище, выбирают одежу более тщательно. Они ходят на выставки, пытаются что-то понять и считают это важной частью жизни», – говорит он.
Впрочем, по мнению Михаила Пиотровского, не все так плохо. И люди все больше приобщаются к искусству.
«Эрмитаж поднимает эту планку. Делает большие выставки», – говорит он.
Все выставки, конечно, разные. Например, «Ассирийские рельефы» – уникальнейшая выставка, такие бывают раз в пятьдесят лет. Но ее, считает ученый, нужно понять, а для этого требуется почитать книги.
Выставка «Это сам Потемкин», открывшаяся в день рождения Эрмитажа, хоть и сложная, но все же более доступная для понимания посетителя. А красота и изящество статуи Виктории Кальватоне, которая после реставрации вернулась еще более похорошевшей, понятна всем и без слов.
«Наша социальная политика – это воспитание гурманов. Потому что тогда и дети вырастают гурманами», – говорит Михаил Пиотровский.
Кстати, вход для ребят, студентов и пенсионеров в Эрмитаж всегда бесплатный.
СПРАВКА
В Государственном Эрмитаже хранится более трех миллионов произведений искусства разных эпох. Площадь выставочных площадей составляет 66 842 квадратных метра. Туристический маршрут протянулся на 30 километров.