Яндекс.Метрика
  • Кирилл Смирнов

Алиса Фрейндлих: «Настоящий зритель – это учителя и врачи»

Сегодня Алисе Фрейндлих исполняется 85 лет. Эксклюзивно для «Петербургского дневника» народная артистка СССР и почетный гражданин Петербурга рассказала про талант, современный театр и чувство юмора

– Алиса Бруновна, завершается Год театра. Совсем недавно наш город был во власти мероприятий Культурного форума, теперь подходит к концу Театральная олимпиада. Насколько такие события помогают привлечь в театры нового зрителя?

– Я убеждена, что все эти олимпиады и фестивали – вещь нужная. Это прежде всего дает возможность театрам из других городов и других стран предъявить нам свое искусство. Ведь присутствующая сегодня экономическая сложность ограничивает передвижение, тем самым мешая артистам и зрителям видеть и внимать друг другу.

– То есть, говоря про экономику, получается, что театр сегодня – это элитарное искусство? Порой стоимость билетов, в том числе и на спектакли с вашим участием, может отпугнуть аудиторию?

– Тот, кто по-настоящему любит театр, копит свои маленькие грошики и ходит. Судя по зрителю, которого я наблюдаю на поклонах после спектаклей, в зале очень много юных и, я бы даже сказала, восторженных лиц. Я вижу девочек и мальчиков, девушек и юношей – так что, например, молодой зритель ходит в театр, несмотря на то, что это дорого. Но вообще, то, что театр стал столь дорогим впечатлением, – это плохо. Потому что настоящий, понимающий зритель – это интеллигенция: учителя, врачи…

– То есть все же театр не для всех?

– Театр не для всех по финансовым соображениям. Но умудряются люди ходить... Судя по тем отзывам, которые до меня доходят, зрительный зал разнообразен: это впереди сидят богатенькие. Но галерка же дышит. И ярусы дышат. И дышат правильно, созвучно тому, что происходит на сцене.

– Действительно, как и во времена всеобщего дефицита, «билет на Фрейндлих» сегодня сродни валюте: на многие ваши спектакли билеты не достать. Один из таких – «Волнение» Ивана Вырыпаева. Верно ли, что этот бенефис в БДТ – своего рода ваша исповедь?

– Я бы не хотела, чтобы это так читалось: там не так много исповедального... Хотя, конечно, есть рифмы с поворотами моей судьбы, но не более того.

– Но это полтора часа современной драматургии. Вам комфортно работать с таким материалом?

– Каждое время имеет право на свою интонацию, и я это уважаю. Но если меня с малолетства научили писать правой рукой, то в 85 лет я вряд ли научусь писать левой. То же самое и с актерством. И ничего с этим не поделаешь – это как вероисповедание и привычка. И в моем случае, конечно, добровольное следование тому, чему меня учили.

– Как раз к вопросу, чему учили: этот год стал особым для вашей альма-матер – Институту сценических искусств на Моховой исполнилось 240 лет. В одном из своих прежних интервью вы говорили, что «ехать на том, что дал Бог, – это значит рано или поздно свалиться с коня». Получается, что одного таланта для актера недостаточно – рано или поздно главным становится ремесло? Этому ли учил ваш мастер Борис Зон?

– Именно этому меня и учил педагог Зон: талант дается от Бога, и если его не приумножать, то как раз то самое и может произойти. Получается, что, во-первых, всегда надо трудиться. А во-вторых, ремесло в значительной мере становится спасением. Ведь талант кому-то удастся приумножить трудом и сосредоточенностью, а кому-то – нет. Талант – это тот эликсир, который имеет донышко в своем сосуде. И когда донышко уже достигнуто и ты начинаешь скрести ложечкой по нему – то на помощь и приходит ремесло. Потому что актер, хорошо им владеющий, никогда не упадет ниже плинтуса.

– Еще один вопрос про искусство. Известно, что вы в юности были увлечены балетом. В фильме Валерия Тодоровского «Большой» вы как раз сыграли своенравного балетного педагога. Такая повышенная требовательность, как у вашей героини, – это обязательное условие для обучения будущих покорителей сцены?

– Моя героиня в «Большом» предстала далеко не во всех своих проявлениях. Я считаю, что педагог к своему ученику должен быть жестким, но при этом и добрым. Совмещение доброты и принуждения к дисциплине – необходимая вещь. Актерский организм склонен к тому, чтобы расслабляться и ехать только на Божьем даре. Этого точно мало для достижения целей.

– Уходящий 2019 год – год столетия Александра Володина. В фильме по его сценарию вы сыграли свою первую значительную роль в кино. Но судьба той ленты не была удачной из-за цензуры. А что испытывает актер, когда его работы оказываются «на полке»?

– Фильм «Похождения зубного врача» – это очень-очень давняя история. Это чуть ли не первая моя работа в кино, за исключением каких-то массовок и эпизодов до того. И потому, конечно, было печально, что фильм не пускали на большой экран, сделав очень мало копий, пустив его где-то на периферии страны. Но меня это тогда не сильно травмировало, в отличие от замечательного режиссера ленты Элема Климова. А ведь кому-то тогда просто не понравилось, что талантливый человек лидирует, и всё – какие-то комиссии вовсю начали его дробить. Но такие вещи были сплошь и рядом в советское время: возьмите любую область искусства того периода – и вы всюду встретите эту рифму.

– Завершая беседу, хочется узнать, какими качествами непременно должны обладать женщина и мужчина, чтобы заслужить ваше уважение?

Любой – а это касается и мужчины, и женщины – должен быть порядочным и иметь достаточно хорошие отношения со своей совестью. Также каждый человек не должен считать, что именно он – это центр вселенной. Кроме того, важно относиться к себе критически и иронически. Но самое драгоценное для меня качество у окружающих – это чувство юмора. Особенно по отношению к самому себе.

Закрыть