Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Владимир Аксельрод: «Мой главный принцип – педагогика сотрудничества»

Известный краевед и педагог отмечает 75-летие

Известный петербургский краевед и педагог Владимир Аксельрод отмечает 75-летие. Полвека он учит девчонок и мальчишек любить свой город, сохранять его и просвещать других.

Владимир Ильич Аксельрод – историк, руководитель Юношеского университета Петербурга, преподаватель клуба «Петрополь», методист Городского дворца творчества юных.

«Мой главный принцип – педагогика сотрудничества. Мы с ребятами делаем общее дело, у нас общая заинтересованность. Для меня важны их успехи, а им нравится меня радовать своими достижениями, развиваться, открывать что-то новое», – говорит Аксельрод.

Он отметил, что сам термин «дополнительное образование» не совсем точно отражает положение дел. Для тысяч школьников такое образование является основным, это то, чем ребята действительно хотят заниматься, для многих это будущая профессия. Область, где они могут применить свои таланты и способности. Во Дворце творчества юных вся работа по дополнительному образованию построена на педагогике сотрудничества, а главная цель – помочь ребенку выбрать свой жизненный путь.

Дети остаются детьми

По словам педагога, за 50 лет работы во дворце он понял, что дети остаются детьми. Их психология, настрой позволяют говорить о них как о мотивированных людях, которые, выбрав какое-то направление деятельности, преодолевают трудности на пути достижения поставленных целей. Хотя изменения в социальной среде тоже оказывают влияние. У современных детей плохая память и то, что называется клиповым сознанием.

Много вариантов

Владимир Аксельрод обратил внимание: «Во Дворце есть огромный выбор коллективов и направлений, где каждый найдет себе что-то по интересам. Хорошо, что ребята могут попробовать свои силы по различным направлениям. Прежде чем выбрать свою будущую профессию, ребенок должен попробовать себя в разных ролях. Если чувствует, что это ему интересно, но не главное, а есть что-то, без чего он себя не видит, это хорошо, помогает избежать ошибки в выборе профессионального направления».

Он добавил, что современным ребятам сложнее заниматься дополнительным образованием из-за возросшей нагрузки в школе.

«Зачастую школа не учитывает интересы своих учеников за пределами своих стен и очень ревниво относится к тому, что ребята предпочитают тратить время на допобразование», – сказал Аксельрод.

Педагог также отметил, что во Дворце всегда идут на встречу ученикам, дают время на досдачу зачетов, если ребенок опаздывает на занятие из-за школьных уроков, его не ругают, а стараются дать пропущенный материал в ускоренном режиме.

Маленькие звездочки

Каждый год дарит какую-то личность, ребенка, который выделяется из группы своей целеустремленностью и желанием работать, талантом. Таких примеров за годы работы у Владимира Аксельрода немало, среди них победители Всероссийских и международных конкурсов. Например, один из учеников мастера – Федор Ильин, талантливый краевед, закончил юридический факультет, сейчас судья. До этого он в течение пяти лет занимался спасением усадьбы Боткиных, которой грозило полное уничтожение. Федор дошел до Совета федерации и добился своего.

«Мне ближе всего позиция ребенка, когда он не просто изучает что-то, ходит в архивы, а когда он вносит свой вклад в сохранение истории», – подчеркивает педагог.

Знания, которые ребята получают при проведении исследований и работы экскурсоводами, они представляют широкой публике, ведут просветительскую миссию.

Владимир Аксельрод также дал совет молодым педагогам: «Я посоветовал бы придерживаться принципа, провозглашенного Яном Коменским: «Сперва любить – потом учить». Даже хороший специалист в своей области знания не готов любить. Если этого нет, он не станет хорошим педагогом, у него не будет контакта с детьми, не сможет добиться от ребят результата».

Полвека работы

В одном из своих интервью Владимир Ильич рассказывает, что путь к педагогике сначала был не таким уж ясным и определённым: к преподаванию его привела общественная работа, участие в комсомольской организации в школе. На выбор также повлияли учителя, которые были заинтересованы в успехе детей. Преподаватели верили в ученика, а не ставили клеймо из-за неуспеваемости по какому-либо предмету.

После школы Владимир Ильич поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, параллельно работал на заводе «Измеритель». Три года служил в армии.

Работа Владимира Ильича тесно связана с Городским дворцом творчества юных. Именно здесь он создал клуб «Ленинградец», впоследствии «Петрополь». В 1970 году преподаватель занимался разработкой конкурса «Ты – ленинградец». Появилась необходимость набрать детей – штаб соревнования, который занимался бы организацией мероприятия и составлял вопросы наравне с краеведами, музееведами и историками. Через некоторое время от штаба конкурса поступило предложение создать клуб. Сейчас клуб «Петрополь» – большое объединение, в котором истории Петербурга, а также методам написания экскурсий и исследований учат самых разных детей: от 7 до 17 лет.

Позже был создан Юношеский университет Петербурга (ЮУП), а также движение «Юные за возрождение Петербурга». Слушатели и слушательницы ЮУП в течение двух лет пишут экскурсии, исследовательские работы и проходят курс истории города. Слушатели и выпускники ЮУП выступают наравне с профессиональными историками на Анциферовских чтениях, защищают свои работы на Всероссийской олимпиаде по краеведению в Москве, читают лекции в разных библиотеках города и проводят экскурсии.

Движение «Юные за возрождение Петербурга» проводит игры, экскурсии и лекции по истории города.

За годы работы заслуженный работник культуры РФ Владимир Аксельрод обучил сотни учеников.

К слову, 10 декабря он удостоен чести произвести полуденный выстрел со стен Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

Закрыть