Как Николай I устоял на двух ногах и не упал
– Владимир Николаевич, сколько сегодня памятников, мемориальных досок и некрополей находится в ведении музея?
– Сегодня за нами числится примерно 1,5 тысячи мемориальных досок, свыше 200 памятников. Основная экспозиция музея – некрополи и усыпальницы Александро-Невской лавры. Благовещенская церковь – усыпальница, где похоронен Александр Суворов и находится множество исторических и художественных надгробий XVIII‑XIX веков. Например, надгробия одной из фавориток Петра III Елены Куракиной и государственного дипломата, главы русской внешней политики в первой половине правления Екатерины II Никиты Панина. На Лазаревском кладбище сохранилось около тысячи надгробных памятников XVIII‑XX веков, среди них – ученому Михаилу Ломоносову, русскому литератору Денису Фонвизину и многие другие. В Некрополе мастеров искусств около 200 надгробий литераторов, композиторов: Глинки, Мусоргского, Чайковского... Знаменитые Литераторские мостки, где похоронены Александр Радищев, Виссарион Белинский, Иван Тургенев.
– В чем состоит основная деятельность музея?
– Мы занимаемся охраной памятников и уходом за ними. Самая большая наша проблема – акты вандализма: их количество постоянно возрастает. Только за прошлый год было восемь или девять таких случаев на одном Аничковом мосту. В основном это надписи на постаменте под скульптурой. Так как это кованый гранит, вывести их довольно сложно, нужны специальные средства. Часто подвергаются нападкам вандалов бюст Владимира Маяковского на пересечении одноименной улицы и улицы Некрасова, памятник Пушкину на площади Искусств.
Птицы тоже портят памятники. Кстати, насколько я знаю, в Лондоне и Венеции за кормление голубей рядом с памятниками штрафуют. У нас такой практики пока нет.
– Помимо ухода и охраны вы еще и реставрацией занимаетесь. Что сейчас находится в работе музея?
– В этом году закончилась реставрация грифонов на Банковском мостике на средства одного из крупных банков. Сейчас полным ходом приводят в порядок памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Но опять‑таки работы идут не за счет музея, а на средства Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), сам же памятник, как и грифоны на Банковском мосту, на нашем балансе. Это один из немногих памятников во всем мире, который стоит на двух опорах – двух задних ногах. Представляете, как нужно было рассчитать, чтобы памятник в таком положении не опрокинулся?
Последний раз памятник Николаю I реставрировали в 1980‑е годы, еще при советской власти. Тогда среди руководства города был Владимир Ходырев, который сумел привлечь к работам Кировский и Ижорский заводы. Они предоставили необходимую технику. Тогда же провели уникальное обследование задних ног лошади у памятника.
Кроме того, у скульптуры уникальный постамент. Он сделан из мраморных блоков разных сортов. Из-за особенностей нашего климата часть облицовки постамента начала отслаиваться, а с одной из сторон стали расходиться сами блоки, образовалась щель. В нее специалисты просунули маленькую камеру и заглянули внутрь постамента. Как оказалось, влага туда не попала, там сухо.
Также внутри постамента обнаружили кладку из известкового камня. Сейчас специалисты пытаются с помощью домкрата подтянуть эту щель, чтобы блоки вновь сошлись.
– Как обстоят дела с оградой и фонарями вокруг памятника?
– Фонари и ограда сильно пострадали за все годы. Недавно, например, одна дама въехала в ограду, повредив ее. Конечно, машине тоже досталось. Но почему‑то все жалели дамочку с ее автомобилем, а до ограды никому дела не было.
Ограда, к слову, имеет интересную историю. В 1937 году ее демонтировали с Исаакиевской площади, так как она уже была частично утрачена. Оставшийся фрагмент ограды хранился у нас на Литераторских мостках в сарае. Там фрагмент благополучно пролежал всю войну. Только в начале 2000‑х, при губернаторе Владимире Яковлеве, в преддверии 300‑летия Петербурга, удалось найти спонсора, который выделил средства на ее реставрацию. Сейчас она состоит на 40‑45% из своей исторической части, а другая часть была как раз воссоздана.
Что касается фонарей, то их на время реставрации демонтировали и тоже привели в порядок. Они уже полностью готовы и лежат у нас в ангаре. К слову, фонари до реставрации были в очень плохом состоянии. В целом реставрация памятника Николаю I – работа не быстрая, года на два-три.
– На территории Уткиной дачи разместят часть закрытых фондов музея. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что же там появится.
– В прошлом и этом годах отреставрировали кровлю, усилили фундамент, а также стены и своды главного корпуса дачи. Кроме того, привели в порядок полы и заменили внутренние перегородки. Постепенно завершаются работы по реставрации карнизов и кровли на служебном корпусе. Прокладывается канализация, благодаря этому стоки не будут сливаться в Охту. В следующем году планируется построить котельную, приступить к реставрации фасадов главного и служебного корпусов.
В будущем мы планируем открыть на территории дачи культурно-досуговый центр по работе с детьми, а также экспозицию, посвященную истории Уткиной дачи. Сюда же переедет часть закрытых фондов музея. Мы планируем сделать галерею открытого типа, как в Эрмитаже, где будут выставлены скульптурные произведения, которые хранятся у нас.
Например, у нас есть уникальные архитектурные проекты памятников Петербурга. Так, в музее находятся около 80 проектов скульптуры Александра Пушкина, которая сейчас украшает площадь Искусств. Это был масштабный конкурс на создание памятника поэту. В нем участвовали известные скульпторы того времени, среди них был Михаил Аникушин, чья скульптура и украшает площадь Искусств. Эскизы, графика, модели памятников – все это можно будет увидеть в нашем филиале на территории Уткиной дачи.
– Есть ли в планах отреставрировать один из старейших некрополей – Литераторские мостки на Волковском кладбище?
– В конце 1990‑х нам выделили средства на реставрацию мостков. Автором проекта реставрации была известный архитектор Лидия Комарова. Мы подготовили проектно-сметную документацию, доработали сам проект реставрации. Тогда привели в порядок здание Воскресенской церкви, снесли 242 старых тополя.
Дальше обрушился кризис 2008 года, работы остановились. По сути, сейчас нужно все начинать сначала.
Но у нас в приоритете сейчас реставрация Уткиной дачи. Как только закончим с ней, возможно, возьмемся за реставрацию Литераторских мостков.
КСТАТИ
Два года назад Музей городской скульптуры искал реставратора, чтобы привести в порядок памятник советскому государственному деятелю Сергею Кирову на одноименной площади. Специалиста нашли, в памятник вдохнули новую жизнь. Однако до сих пор не решен вопрос с перекладкой ступеней, ведущих к скульптуре. По словам Владимира Тимофеева, привести их в порядок удастся после решения имущественных вопросов. В частности, нужно понять, кто за них отвечает.