Памятник Николаю Белехову открыли в Петербурге
Не только спрятал, но и помог восстановить
Между третьим и четвёртым этажом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры скрывался бюст под белой тканью. С верхнего этажа заинтересованно выглядывали работники Комитета. Так, к 115-летию со рождения Николая Белехова председатель КГИОП Сергей Макаров решил сохранить память знаменитого архитектора и реставратора.
Николай Белехов – архитектор, герой. Еще с первых месяцев войны под его руководством прошла маскировка основных доминант города – шпилей Петропавловского собора и Адмиралтейства, куполов Исаакиевского и Николо-Богоявленского Морского собора. Были сняты и спрятаны мраморные скульптуры Летнего сада, конные группы с Аничкова дворца и Диоскуры у Манежа. Но на этом подвиги Белехова не закончились – сразу после Великой Отечественной войны он принялся восстанавливать пригороды.
«Благодаря упорству и настойчивости Николая Николаевича буквально сразу после освобождения пригородов Ленинграда в начале февраля 1944 года был поставлен вопрос о восстановлении пригородных дворцов-музеев Пушкина, Павловска, Петергофа и Гатчины. Он был сразу вынесен в ленинградский горком. Первое пробное совещание провели 18 февраля, где Белехов выступил со своим докладом. Он выразил полную уверенность в том, что это дело вполне выполнимое. После он пробил в государственном Комитете обороны специальное постановление, где отдельной строкой был прописан пункт о восстановлении Пушкина и Петергофа. Это был важный момент, от которого отталкивались все работы в пригородах», – отметил доктор исторических наук, сотрудник ГМЗ «Петергоф» Павел Петров.
В 1948 году вышло постановление, благодаря которому началась реставрация Большого петергофского дворца. Причем Белехова не устраивали многие проекты реставрации, потому что они включали в себя перепланировку.
Завершилось восстановление только в 2011 году, 55 лет после смерти реставратора.
«Я придумал один эскиз, и его сразу же взяли в разработку»
Под белой тканью оказалось скульптурное изображение Белехова – бюст, почти портрет. Прежде чем создать его, скульптор Павел Игнатьев долго собирал информацию. «Это сложный процесс. Он включал в себя художественное исследование. Я не просто изучал даты его жизни, но и ассоциативно совмещал их с историческими событиями, людьми, которые с ним вместе работали, думал о судьбах реставраторов во время блокады и находил между ними общее. А бабушка моей жены видела Белехова, потому что закончила строительный институт. Она возвратилась из эвакуации и хотела восстанавливать город. Она вспомнила, что это был энергичный человек. Все это мне помогло. Поэтому из всей фактической и художественной информации и был создан памятник», – отметил Игнатьев.
На создание бюста – от идеи до открытия – ушел год. Скульптор столкнулся и со сложностями, которые были связаны с интерьером места. Так как памятник находится на исторической лестнице на столбах Росси, гармонично встроить новый элемент было сложно. В интерьере уже были пудовый камень, чугун и дерево, поэтому скульптор добавил новый материал – гипс, который тонирован под терракотовый цвет.
Также сложность создавало и расположение. «Обычно у скульптуры есть одна точка, с которой можно смотреть – фасовое решение. А так как люди поднимаются, возникает веер точек просмотра. Я тоже это учел. На самом деле других вариантов не было – я придумал один эскиз, и его сразу же взяли в разработку», – отметил скульптор.
«Всё же мы креативный комитет»
Под звучащий гимн к памятнику возложили букеты. «Поставить здесь скульптуру – достаточно необычное решение. Другие сотрудники критиковали его, думали, что на столбах лестниц бюсты не ставят. Но все же мы креативный комитет, почему бы этого не сделать? Тем более, что Петербург – это реставрационная столица страны», – отметил председатель КГИОП Сергей Макаров.
На открытие памятника пришла и племянница Белехова – Марина Петрова. «Мне было 10, когда его не стало. Когда я размышляю о тех, кто помнит его в живых, то кажется, будто их осталось совсем немного. Прошло более полувека, но дела человеческие не остаются незамеченными. На протяжении многих лет мы, родственники Белехова, чувствуем поддержку и заботу о его памяти. Но теоретически, если бы он узнал о памятнике, то был бы чрезвычайно удивлен. Ведь он был очень скромным, всю жизнь прожил в коммунальной квартире на Некрасова, 45. Но даже перед смертью он был довольно оптимистичен и любил свое дело», – отметила Петрова.