Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Искупить кровью: «Ржев» Игоря Копылова

«ПД» рассказывает о новой российской военной драме, которая вскоре выходит в прокат

В четверг, 5 декабря, в российских кинотеатрах стартуют показы новой отечественной военной драмы «Ржев» режиссера Игоря Копылова. Премьера ленты в Санкт-Петербурге прошла в киноцентре «Аврора» в минувший понедельник. «Петербургский дневник» фильм посмотрел и делится впечатлениями.

Героям посвящается

«Ржев» заносит зрителя в зиму 1942 года, когда советские войска несли тяжелые потери на Тверском направлении, дожидаясь подкрепления и теряя друзей в окровавленном снегу.

Немцы один за другим захватывают важные стратегические объекты, но весьма разношерстная рота наших бойцов все же сумела отбить у врага деревню Овсянниково. Победить вооруженные до зубов войска фюрера помогла только внезапность, но теперь солдатам предстоит сдерживать свою позицию в борьбе с противником, силы которого многократно превышают обороняющихся числом. Живыми из этого переплета выбраться почти невозможно.

С премьерой

В основу сценария «Ржева» легла повесть «Искупить кровью» писателя-фронтовика и участника легендарной Ржевской битвы Вячеслава Кондратьева. Впервые ленту показали ветеранам в городе Ржеве, а затем в Москве, где ленту Копылова лично представил министр культуры Владимир Мединский.

«Почему Ржев? Потому что о Ржеве не говорили. Потому что была битва под Москвой, потом отступление под Харьковом, потом сразу Сталинград. А что происходило между Москвой и Сталинградом – не очень понятно. А происходила одна из самых жестоких, невероятных, бессмысленных с человеческой точки зрения «мясорубок» в истории человечества»,  – рассказал он телеканалу «Культура».

Чуть позже премьера «Ржева» состоялась и в кинотеатре «Аврора» в Северной столице, на ней присутствовали актеры и создатели фильма, а также вице-губернатор города Владимир Кириллов. В своей приветственной речи он обратил внимание на важность современного кино в деле сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны.

«В следующем году мы отметим 75-ю годовщину Великой Победы. И сегодня для нас особенно важно передать молодым поколениям всю правду об этом трагическом и героическом периоде нашей истории. Большое значение в этой работе имеет создание таких исторических фильмов о войне, ориентированных на самую широкую аудиторию»,  – высказался Кириллов.

Вице-губернатор также добавил, что в 2019 году правительство Петербурга выделило субсидии на съемки 5 военно-патриотических картин. Премьеры этих лент запланированы на 2020 год.

Кстати, только на российском прокате «Ржев» не остановится. Премьеры ленты также пройдут в США, Англии, Канаде, Корее и Польше. Эти страны уже купили права для показа фильма, рассказал сам режиссер Игорь Копылов.

Съемки

Сперва «Ржев» планировалось снимать в том самом селе Овсянниково, где в свое время и проходили жестокие бои, но из-за проблем с декорациями и размещением массовки от этой идеи было решено отказаться. Окопы и землянки в итоге появились на территории Ржевского полигона около Петербурга, который киношникам любезно предоставило Министерство обороны.

Старые деревенские дома, которые и создали для «Ржева» столь необходимый колорит, везли в чистое поле из Псковской, Ленинградской и Новгородской областей. Их собирали на Ржевском полигоне, а уже вокруг зданий началось строительство поля боя.

На премьеры члены съемочный группы признали, что съемки были непростыми. В первую очередь это было связано с холодом. Ночью температура воздуха несколько раз опускалась до 30 градусов со знаком «минус», а артисты продолжали работать при такой погоде в неутепленном белье и кирзовых сапогах. Таким образом, съемки велись почти в тех же условиях, что были в 42-м году.

Кстати, в столичном Музее Победы на премьере ленты был представлен памятник советскому воину, который планируют открыть 9 мая 2020 года подо Ржевом.

О фильме

Главной заслугой создателей «Ржева» стала операторская работа двух мастеров Гарика Жамгаряна и Евгения Кордунского. Баталии, развернувшиеся возле Овсянниково, Усово и других деревень, они сумели изобразить изящно и жутко реалистично. В особенности выделяется первая сцена, в которой советские войска берут позиции немцев: крики и кровь, разрывы снарядов, штыки, гранаты и пулеметы – все это сплетается в настоящую какофонию, задающую темп всему фильму.

В произведении Вячеслава Кондратьева размашистых жестоких боев нет. Для пущей драматичности в фильм их все же добавили, но в разумных пределах, совершенно не испортив сути «Ржева»  – продукта, который далеко ушел от своих предшественников в техническом и структурном плане. Работа Копылова куда серьезнее, чем «28 панфиловцев», «Т-34» и «Танки». Это уверенный в себе рассказ о героях, в котором совершенно не нашлось места иронии, смонтированный и разыгранный на высоком уровне.

Пожалуй, что «Ржев»  – самый удачный образчик военно-патриотического кино последнего времени. В планах у отечественных прокатчиков еще находится «Красный призрак» режиссера Андрея Богатырева, который пока не получил официальную дату релиза. Посмотрим, может, он сможет составить Копылову и его команде достойную конкуренцию, но пока истории о Ржевской битве остается на передовой во всех смыслах этого слова.

«Ржев» в кино с 5 декабря.