Режиссер балета «Щелкунчик»: «Актеры появятся в виде остекленевших игрушек на елке»
К классическому балету «Щелкунчик» и традиционной хореографии добавится современный взгляд – мультимедийные декорации в стиле немецкого романтизма и необычные костюмы. Увидеть их зрители смогут на большой площадке – в большом концертном зале «Октябрьский» 7 и 8 декабря. «Петербургский дневник» заглянул за кулисы и узнал подробности о репетициях и будущем балете.
«Еще с малых лет моей мечтой было станцевать Машу»
Балетные пачки хаотично расположились по всему репетиционному залу. В центре юные танцоры меняли один рисунок на другой. От веселого бега по кругу маленькие исполнители разбегались и делились на пары. «Почему вы стоите таким полукругом, как кордебалет? Так не нужно!» – слышался из колонок голос первого проректора Академии имени Вагановой. Музыка начиналась и прекращалась снова.
Неожиданно на импровизированной сцене появилась ширма с желтыми занавесками. Дети сыграли искреннее удивление. «Что же там скрывается?» – буквально говорили их лица. Оттуда появилась пара рук. Все это – часть подготовки к исполнению традиционного балета «Щелкунчик» в новых условиях – с новыми декорациями и на непривычной сцене – уже не Мариинского театра, а большого концертного зала «Октябрьский».
Рождественский балет по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» рассказывает о девочке Маше, которой снится сон, где происходит борьба между войском мышей во главе с Мышиным королем и Щелкунчиком. В этом балете Машу играет солистка Вера Беспалова.
«Сказку "Щелкунчик" я читала в детстве и часто ходила в Большой театр. Поэтому еще с малых лет моей мечтой было станцевать Машу. Сейчас я учусь на выпускном курсе, и это моя первая сольная партия в балете. Конечно, техника здесь очень важна, но при этом труднее для меня – передать образ. Ведь зрителю нужно почувствовал эмоцию, героиню и окунуться в сказку вместе с танцем», – отметила солистка.
Первый проректор в детстве также исполняла роль Маши. «Каждый ребенок индивидуален. Я помню, что справлялась со сложными движениями, но для любой маленькой девочки это очень ответственно. У нас две Маши – одна повзрослевшая, а вторая – совсем маленькая. Вторую даже со сцены не увидишь, такая крошечная. Но при этом девочки у нас всегда самые талантливые, хоть для них это все равно большое испытание», – отметила Жанна Аюпова, первый проректор Академии Русского балета имени Вагановой.
Современный балет сохраняет традиции
Хореография Василия Вайнонена в балете сохранится – Академия чтит традиционный танец. Но танцорам придется приноровиться к новой сцене и небольшим изменениям.
«Конечно, "Октябрьский" отличается от Мариинского театра, к которому все привыкли. Поэтому небольшой кусочек балета вырезан. Мизансцены сбора гостей, которые заходят в дом, в этот раз не будет. Также нет и грота, который завязан на классических декорациях, которых в "Октябрьском" нет. Других же изменений в спектакле не будет», – рассказала первый проректор Академии русского балета имени Вагановой.
Подготовка к спектаклю началась еще в октябре. Тогда прорабатывались сольные выступления, а также подбирались дети. Например, готовился танец Снежинок – один из самых сложных кордебалетов, поэтому работать над ним начали заранее. В балете участвуют дети как первого, так и выпускного классов – все охвачены работой. Всего в спектакле станцуют около 80 человек.
«Для детей это прекрасная возможность выйти на сцену. Мы получили два спектакля в дополнение к Мариинскому театру, и это замечательно. Многие выйдут на сцену впервые, ведь "Щелкунчик" – особенный балет. Но детям нужно привыкнуть к достаточно сложной площадке. Там недостаточно кулис. Поэтому пришлось проработать этот момент: одновременно и развести детей по-другому, чтобы все запомнили, и сделать так, чтобы зритель ничего не заметил», – отметила Жанна Аюпова.
«Театр в 3D-очках смотреть никто не будет»
Особенность этого спектакля – в нетрадиционном оформлении. Классические декорации смешиваются с анимированными объемными декорациями, утвержденными ректором академии Николаем Цискаридзе.
«Таких декораций в "Щелкунчике" масса. Одна из сцен – трансформация абсолютно реального немецкого города, который отмоделен в 3D max, в волшебные часы и сказочное пространство. Конечно, сейчас понятие 3D расплывчатое – сейчас в кино его смотрят в очках. Но театр в 3D-очках смотреть никто не будет. Поэтому у нас под этим понятием имеется в виду объемность пространства, которая создается на плоских декорациях. От идеи до реализации проходит много времени. Мы начали работать над ними еще в конце марта», – рассказал режиссер видеодекораций Антон Алексеев.
Также в спектакле используются видеофрагменты, которые сняты в Академии Русского балета с участием учащихся. Танцоры сыграли оживших кукол. Так что артисты появятся на сцене не только реально, но и в виде декораций, которые стоят на сцене. «Важно, что они неподвижны, и только в критические моменты оживают. Также актеры появляются в виде остекленевших игрушек на елке – это для самых внимательных зрителей. Возможно, кто-то их увидит», – отметил Алексеев.