Сергей Ильченко: «Сериалы как зеркало социальных проектов»
Сразу два подряд сериала показал нам Первый канал, не зная, видимо, чем занять досуг граждан в темнеющие осенние вечера. Первый назывался скромно – «Отчим» и долго дожидался своей очереди в эфир. Второй с претенциозным названием «Ничего не случается дважды» прибыл к нам с Украины и явил искусство «сериаловарения» в братской славянской стране во всей красоте мелодраматических пошлостей и «картинок» в стиле «Клуба кинопушествий».
Однако в своей совокупности и последовательности оба «образца» безмятежного досуга у телеэкрана произвели странное впечатление. Будто не про жизнь и людей рассказывают каждый из них, а реализует исподволь какую-то социальную программу, направленную на укрепление семьи и на борьбу за права обездоленных женщин и запрещение абортов. Все это вылилось на экране в грандиозную демонстрацию бездарности постановочных групп, которые продемонстрировали весьма и весьма приблизительное знание и понимание жизненных реалий как прошлого, так и настоящего.
В первом случае рука умельца «сериаловарения» Сергея Гинзбурга, уже «зарекомендовавшего» себя своим «профессионализмом» при создании сериала «Зорге», видна сразу же, что не может вызвать доверия ни к хорошим актерам, попавшим в сие «мыло» на темы причуд послевоенных семейных отношений в Советском Союзе, ни к тому, что нам пытаются показывать в каждой из 16 серий. За неимением таланта режиссер прибегает к переносу во времени собственных представлений об истории в эпоху, отдаленную от зрителей как минимум половиной столетия. При этом совершенно не ведая сельского быта, он пытается использовать собственные зрительские впечатления юности, полученные во время просмотра советской телеклассики – сериалов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».
Не получается. Да и не могло получиться, так как чтобы рассказать о чем-то, надо знать, о чем рассказываешь, а не живописать городскую преступность в СССР, как деятельность гангстерских банд в Чикаго 30-х годов прошлого столетия. Социальная же направленность «Отчима», ориентированная на идею о том, что все люди – братья и сестры, а семья – доминирующий институт в обществе, хотя бы отчасти возвращает сериалу смысл, не более. Константин Львович может быть доволен: две недели народ с упоением внимал столь важной парадигме.
А вот идея о вреде абортов и нежелательности насилия над прекрасным полом в каком бы то ни было формате хорошо «легла» в сериале Оксаны Байрак на профеминистские сюжетные обороты. Конечно, ничего не случается дважды. Но зачем нам рисовать какое-то приблизительное царство-государство в 1990 году? Да еще в формате житья-бытья погранзаставы. Александр Митта в фильме «Граница. Таежный роман» снял все это гораздо интереснее и понятнее. Но нет! Нам рассказывают какой-то «Восточный роман» на границе СССР. А затем и вовсе сериал начинает напоминать украинскую реинкарнацию знакомого всем домохозяйкам «Великолепного века». Только с поправкой на время и страну. Знаком абсолютного бессилия госпожи Оксаны явилось приглашение на одну из ключевых ролей в сериале Наденьки Грановской, известной всем как экс-солистка группы «Виагра».
После ее первого появления в кадре просмотр сериала можно было бы не продолжать. Однако социальный пафос пани Байрак выдерживает до самого финала, настаивая на том, что можно было бы выразить названием другого сериала – из России – «Все мужики сво…». Продолжение фразы вы знаете. Впрочем, не забудьте еще один нравственный посыл того, что никогда и ничего не случается дважды: аборты и насилие над женщинами – это плохо. Очень плохо. Так же плохо, как смотреть упомянутые сериалы целыми вечерами по рабочим дням.