
Метро, которое мы потеряли
ПЛОЩАДЬ «ВОССТАНИЯ»/ ЛЕНИН И СТАЛИН
Когда запустили станцию метро «Площадь Восстания», выхода на Московский вокзал еще не было. Зато была стена, которую украшало изображение Ленина. По проектам вместе с Ильичом на этой стене должен был появиться и Сталин. «Но времена изменились, и Ленин на станции появился в одиночестве. А после того как организовали второй выход, Владимир Ильич тоже поменял дислокацию и переехал в центр зала – напротив перехода на «Маяковскую». Затем исчез и оттуда», – рассказывает краевед Михаил Крайнов.
ЗВЕЗДА НА ШПИЛЕ
С 1955 по 1985 год шпиль наземного вестибюля этой станции украшала звезда. Но перед 40-летием Победы в центре площади установили пятигранную стелу. Архитекторы решили, что две звезды конфликтуют между собой. Решили оставить звезду только на стеле. А на шпиле станции метро установили букву «М». Она там была до конца 1990-х, но потом и ее демонтировали. А что сейчас там находится? «Этот вопрос я обычно задаю на лекциях в качестве домашнего задания. Кому интересно – можно сходить и посмотреть. Ответ вас удивит», – создает необычную интригу Михаил Крайнов.
«ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА» | СВЕТИЛЬНИКИ
Станция «Площадь Ленина» не в первый раз сталкивается с потерей. Сама по себе она реализована очень близко к первоначальному, весьма аскетичному проекту. Но на старых фотографиях бросаются в глаза светильники на потолке. Они бесследно исчезли в конце 1960-х годов. Еще один интересный нюанс: станция встроена в здание вокзала. Однако сначала был построен только наземный вестибюль метро, а дальше к нему был пристроен вокзал. Видеть сейчас фотографии недостроенного Финляндского удивительно. На фасаде здания в нишах расположены 17 горельефов. За некоторыми из них следит ОАО «РЖД», а за некоторыми – Петербургский метрополитен. И моют их в совершенно разное время, не согласовывая друг с другом. Будете на площади Ленина – обратите внимание на эти детали.
«ПУШКИНСКАЯ» | СИРЕНЬ В РУКАХ ПУШКИНА
С памятником Пушкина на станции, названной в его честь, тоже случались интересные метаморфозы. Поэт вплоть до конца 1980-х держал в руках вовсе не две ветки сирени, как сейчас. В руках у него была… рябина. Как предполагают в музее-мастерской Аникушина, оригинальная статуя была повреждена в 1980-е годы: поэт остался без кисти рябины. Копию памятника по каким-то причинам заказали не у автора. Скульпторы отнеслись без должного внимания к деталям, поэтому и сидит «наше все» на фоне желтой листвы с весенними цветами. А Аникушин забрал свою работу в мастерскую в Вяземском переулке, где она сейчас и находится. К юбилею
мастера современные специалисты статую отреставрировали, но кисть с веткой восстанавливать не стали, так как на старых фотографиях мелкая пластика якобы не читается.
«НОВОЧЕРКАССКАЯ» | ЗНАМЕНА
На станции «Новочеркасская» при открытии были светильники со знаменами. Затем знамена оттуда исчезли. Еще один интересный момент. При переименовании станции в начале 1990-х из «Красногвардейской»
в «Новочеркасскую» для написания названия на платформе использовали те же массивные буквы. Просто переставили их местами. А недостающие буквы изготовили чуть ли не на месте. Конечно же, шрифт отличался. Историческую справедливость восстановили лишь в 2011 году.
«ЛОМОНОСОВСКАЯ» | БАРЕЛЬЕФ ЛОМОНОСОВА
В своем произведении «Номенклатурные полуботинки» Сергей Довлатов рассказывает, что принимал участие в создании памятника Ломоносову, а автором памятника на станции «Ломоносовская» являлся скульптор Чудновский (кстати, выдуманный). Вся штука в том, что нынешний памятник Ломоносову – это совсем другое изваяние. Первоначальный памятник установили в 1970 году, но быстро в нем разочаровались.
В 1975 году провели новый конкурс. Существовало несколько вариантов - например, сделать барельеф ученого и поэта из фарфора. Но идею не одобрили. Сегодняшний Ломоносов появился на станции в 1985 году.
Забавно, что он вполне себе похож на того, что описал в своем рассказе Довлатов. Такая мистика.
«НАРВСКАЯ» | МОЗАИКА СО СТАЛИНЫМ
Ленинградский метрополитен открылся в ноябре 1955 года – через несколько дней после выхода постановления о борьбе с излишествами в строительстве и архитектуре. Но «борьба с излишествами» развернулась гораздо раньше, еще в начале 1950-х годов. А в 1953-м, почти сразу после смерти Сталина, стали бороться и с его образами где бы то ни было. Борьба эта напрямую коснулась и станций первого пускового участка,
от «Площади Восстания» до «Нарвской». Если в 1952 году на всех проектных рисунках в том или ином виде обязательно присутствовало изображение Сталина, то в итоге его образ исчез почти со всех эскизов, кроме
мозаики в торце «Нарвской» и барельефов на «Технологическом институте» и «Площади Восстания». Однако вскоре пропала и мозаика. «Существует миф, что мозаика сохранилась и заложена кирпичом, – рассказывает Михаил Крайнов. – Кстати, его повторил в своем выпуске исторического сериала и Леонид Парфенов. Однако это не так. Перед мозаикой действительно построили стену, однако перед этим мозаику демонтировали.
Другой миф гласит, что мозаика собрана в мешки и хранится на складе метрополитена. Нужно понимать, что мозаика, сложенная в мешки, это просто мусор. А за той стеной сейчас находятся служебные помещения»
МИФ О СТАЛИНЕ НА «НАРВСКОЙ»
На входе в вестибюль «Нарвской» находится горельеф, где изображена группа людей, смотрящих в центр. Бытует мнение, что якобы раньше в центре этой группы стоял Сталин. Мол, как раз на него и смотрели. Но это не так. Дело в том, что таких горельефов было два. Один из них («И. В. Сталин – депутат Ленинграда») был выполнен со Сталиным и выставлялся в павильоне на ВДНХ. Второй («Слава труду!») те же самые авторы через несколько лет сделали уже без вождя. Его-то и использовали в оформлении станции.