Яндекс.Метрика
  • Антон Ратников

Метро, которое мы потеряли

На станции «Площадь Ленина» демонтируют исторические светильники. Вместо них появятся похожие, но все же более современные. Самое время вспомнить, какие еще интересные элементы декора станций метро утрачены по совершенно разным причинам

ПЛОЩАДЬ «ВОССТАНИЯ»/ ЛЕНИН И СТАЛИН 

Когда запустили станцию метро «Площадь Восстания», выхода на Московский вокзал еще не было. Зато была стена, которую украшало изображение Ленина. По проектам вместе с Ильичом на этой стене должен был появиться и Сталин. «Но времена изменились, и Ленин на станции появился в одиночестве. А после того как организовали второй выход, Владимир Ильич тоже поменял дислокацию и переехал в центр зала – напротив перехода на «Маяковскую». Затем исчез и оттуда», – рассказывает краевед Михаил Крайнов.

ЗВЕЗДА НА ШПИЛЕ

С 1955 по 1985 год шпиль наземного вестибюля этой станции украшала звезда. Но перед 40-летием Победы в центре площади установили пятигранную стелу. Архитекторы решили, что две звезды конфликтуют между собой. Решили оставить звезду только на стеле. А на шпиле станции метро установили букву «М». Она там была до конца 1990-х, но потом и ее демонтировали. А что сейчас там находится? «Этот вопрос я обычно задаю на лекциях в качестве домашнего задания. Кому интересно – можно сходить и посмотреть. Ответ вас удивит», – создает необычную интригу Михаил Крайнов.

«ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА» | СВЕТИЛЬНИКИ

Станция «Площадь Ленина» не в первый раз сталкивается с потерей. Сама по себе она реализована очень близко к первоначальному, весьма аскетичному проекту. Но на старых фотографиях бросаются в глаза светильники на потолке. Они бесследно исчезли в конце 1960-х годов. Еще один интересный нюанс: станция встроена в здание вокзала. Однако сначала был построен только наземный вестибюль метро, а дальше к нему был пристроен вокзал. Видеть сейчас фотографии недостроенного Финляндского удивительно. На фасаде здания в нишах расположены 17 горельефов. За некоторыми из них следит ОАО «РЖД», а за некоторыми – Петербургский метрополитен. И моют их в совершенно разное время, не согласовывая друг с другом. Будете на площади Ленина – обратите внимание на эти детали.


«ПУШКИНСКАЯ» | СИРЕНЬ В РУКАХ ПУШКИНА

С памятником Пушкина на станции, названной в его честь, тоже случались интересные метаморфозы. Поэт вплоть до конца 1980-х держал в руках вовсе не две ветки сирени, как сейчас. В руках у него была… рябина. Как предполагают в музее-мастерской Аникушина, оригинальная статуя была повреждена в 1980-е годы: поэт остался без кисти рябины. Копию памятника по каким-то причинам заказали не у автора. Скульпторы отнеслись без должного внимания к деталям, поэтому и сидит «наше все» на фоне желтой листвы с весенними цветами. А Аникушин забрал свою работу в мастерскую в Вяземском переулке, где она сейчас и находится. К юбилею
мастера современные специалисты статую отреставрировали, но кисть с веткой восстанавливать не стали, так как на старых фотографиях мелкая пластика якобы не читается.


«НОВОЧЕРКАССКАЯ» | ЗНАМЕНА

На станции «Новочеркасская» при открытии были светильники со знаменами. Затем знамена оттуда исчезли. Еще один интересный момент. При переименовании станции в начале 1990-х из «Красногвардейской»
в «Новочеркасскую» для написания названия на платформе использовали те же массивные буквы. Просто переставили их местами. А недостающие буквы изготовили чуть ли не на месте. Конечно же, шрифт отличался. Историческую справедливость восстановили лишь в 2011 году.


«ЛОМОНОСОВСКАЯ» | БАРЕЛЬЕФ ЛОМОНОСОВА

В своем произведении «Номенклатурные полуботинки» Сергей Довлатов рассказывает, что принимал участие в создании памятника Ломоносову, а автором памятника на станции «Ломоносовская» являлся скульптор Чудновский (кстати, выдуманный). Вся штука в том, что нынешний памятник Ломоносову – это совсем другое изваяние. Первоначальный памятник установили в 1970 году, но быстро в нем разочаровались.
В 1975 году провели новый конкурс. Существовало несколько вариантов - например, сделать барельеф ученого и поэта из фарфора. Но идею не одобрили. Сегодняшний Ломоносов появился на станции в 1985 году.
Забавно, что он вполне себе похож на того, что описал в своем рассказе Довлатов. Такая мистика.


«НАРВСКАЯ» | МОЗАИКА СО СТАЛИНЫМ

Ленинградский метрополитен открылся в ноябре 1955 года – через несколько дней после выхода постановления о борьбе с излишествами в строительстве и архитектуре. Но «борьба с излишествами» развернулась гораздо раньше, еще в начале 1950-х годов. А в 1953-м, почти сразу после смерти Сталина, стали бороться и с его образами где бы то ни было. Борьба эта напрямую коснулась и станций первого пускового участка,
от «Площади Восстания» до «Нарвской». Если в 1952 году на всех проектных рисунках в том или ином виде обязательно присутствовало изображение Сталина, то в итоге его образ исчез почти со всех эскизов, кроме
мозаики в торце «Нарвской» и барельефов на «Технологическом институте» и «Площади Восстания». Однако вскоре пропала и мозаика. «Существует миф, что мозаика сохранилась и заложена кирпичом, – рассказывает Михаил Крайнов. – Кстати, его повторил в своем выпуске исторического сериала и Леонид Парфенов. Однако это не так. Перед мозаикой действительно построили стену, однако перед этим мозаику демонтировали.
Другой миф гласит, что мозаика собрана в мешки и хранится на складе метрополитена. Нужно понимать, что мозаика, сложенная в мешки, это просто мусор. А за той стеной сейчас находятся служебные помещения»


МИФ О СТАЛИНЕ НА «НАРВСКОЙ»

На входе в вестибюль «Нарвской» находится горельеф, где изображена группа людей, смотрящих в центр. Бытует мнение, что якобы раньше в центре этой группы стоял Сталин. Мол, как раз на него и смотрели. Но это не так. Дело в том, что таких горельефов было два. Один из них («И. В. Сталин – депутат Ленинграда») был выполнен со Сталиным и выставлялся в павильоне на ВДНХ. Второй («Слава труду!») те же самые авторы через несколько лет сделали уже без вождя. Его-то и использовали в оформлении станции.


Закрыть