Яндекс.Метрика
  • Юлия Радкевич

В Петербурге открылась выставка «Цвет времени» о семье Римского-Корсакова

Экспозиция появилась накануне 175-летия со дня рождения великого композитора
Фото: Юлия Радкевич/«Петербургский дневник»

Выставка фотографий мужа младшей дочери Римского-Корсакова и его младшего сына расположилась в музее-квартире композитора в Петербурге. На экспозиции представлены 197 кадров из жизни великого композитора – его усадьбы, детей и увлечений. На открытие выставки пришли родственники Николая Андреевича, которые и передали сохранившиеся диапозитивы, негативы и пленки в фонд музея.

«Фото можно сравнить с коллекцией Прокудина-Горского»

Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова аккуратно спряталась во дворе Загородного проспекта. Все вещи в доме – подлинные, к ним прикасались руки Николая Андреевича. Каждая вещь – как при жизни композитора: письменный стол, портреты на стенах, а на вешалке так и осталась висеть шуба, которую он носил, огромная – из-за высокого роста, который уже в юности достигал 183 сантиметров.

Фото: Юлия Радкевич/«Петербургский дневник»

Один небольшой светлый зал занимает новая выставка – «Цвет времени». На ней представлена коллекция снимков, которые были сделаны мужем младшей дочери композитора Максимилианом Штейнбергом и младшим сыном Римского-Корсакова Владимиром Николаевичем.
«Теперь в музее 24 снимка на фотопленке, остальное находится на стекле. Среди них – 52 черно-белых и 17 цветных фотографий, которые особо ценны для нас сегодня. Смотря на вторые, никогда не подумаешь, что это 1913 год. Снимки выглядят яркими и красочными. По качеству художественного выполнения фото можно сравнить с коллекцией Прокудина-Горского, хоть Штейнберг и не такой известный», – отметила Нина Костенко, заведующая музеем Римского-Корсакова.

Фото: Юлия Радкевич/«Петербургский дневник»

Что осталось в хрупких воспоминаниях о прошлом? 

Идея выставки пришла Нине Костенко еще два года назад, после выставки «После 1917. Римские-Корсаковы: линии судьбы». На ней было представлено много фотографий из семейных архивов. Некоторые подробно рассказывали о потомках великой семьи. Экспозиция даже продлевалась: слишком много людей часами не могли оторваться от снимков и интересовались судьбами членов семьи. Поэтому после выставки Костенко поговорила с правнучкой композитора, чтобы купить коллекцию. И после семейного совета потомки решились ее передать.

По логике, снимки могли бы перейти и в Любенск – место, где раньше находилась усадьба Римского-Корсакова. Деревня пострадала во время войны, поэтому многих мест уже нет. И фотографии – единственное полное документальное подтверждение облика усадьбы. Теперь организаторы выставки думают о том, что со временем экспозиция переедет – уже в мемориальную музей-усадьбу в Любенске. 

Выставка будет открыта почти год и закончится только к 18 октября 2020 года. Кстати, тем, кто запишется на экскурсию, каталоги с выставки выдадут бесплатно.

Фото: Юлия Радкевич/«Петербургский дневник»

Внимание к деталям

Каждый диапозитив, попавший в музей, лежал в специальном конверте или обложке. На них значились надписи, сделанные рукой потомков композитора. Это очень помогло исследователям установить, когда были сделаны снимки и где.

«Если посмотреть на подписи к фото на выставке, то в них практически не осталось знаков вопросов в квадратных скобках. Определены все персонажи и лица на снимках, а также не только год, но и месяц или точные даты. К некоторым можно было опубликовать даже точное время. Жалею, что мы на это не решились. Но каждая дата – это несколько дней работы в архиве», – рассказала Костенко.

Фото: Юлия Радкевич/«Петербургский дневник»

«Мне кажется, у каждого произойдет сердечное движение»

Также создатели выставки раздали каталоги. Вереница печатных журналов отправилась дизайнеру, фотографу, главе театрального музея, научным работникам и, конечно же, родственникам Римского-Корсакова – правнучке композитора Веронике Прокофьевой и праправнукам Николаю Головкину и Ольге Фаворской. В нем были собраны все фотографии и подписи к ним.

«Я размышляла над этим семейством и думала, что Бог хранит память Николая Андреевича – семья будто "под колпаком" Господа, аж диву даешься. Прошли войны, революция, но в музее сохранились все вещи такими, какие они были. Так и с диапозитивами и негативами, которые попали к нам. Мне кажется, у каждого произойдет сердечное движение, глядя на фотографии на выставке», – отметила Наталья Метелица, директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Передаче были рады и родственники, которые посмотрели новую выставку. «Мы ежегодно чтим память Николая Андреевича – собираемся в его доме 18 марта. Здесь всегда бывают концерты, мы пьем чай – как традиция. Это давно заведено и было особенно интересно в годы моего детства, когда были живы бабушки. Были длинные концерты, не такие короткие, как сейчас. Заранее даже никто не знал, кто будет исполнителем, что придавало тайны. Также в семье есть особое для всех произведение – "Сказание о невидимом граде Китеже". Так сложилось со временем», – рассказал Николай Головкин, праправнук композитора.