Яндекс.Метрика
  • Игорь Гурфинкель

Защитник СКА Артем Земченок: «Подраться мне не предлагают, наверное, у меня лицо доброе»

Его переход в СКА два года назад многим показался неожиданным. Артем Земченок играл за скромный «Адмирал» и, как казалось, звезд с неба не хватал. Но уроженец Москвы, начинавший карьеру в «Спартаке», быстро превратился в незаменимого игрока обороны армейского клуба, без которого уже трудно представить команду

– Почему в нынешнем сезоне СКА так часто заканчивает матчи овертаймами или даже буллитами? И как объяснить полосу неудач в октябре, из которой армейцы вышли с таким трудом?

– В первую очередь страдает реализация. Моментов создаем много, но забиваем мало. Где-то не хватает терпения сыграть строго по заданию, из-за чего пропускаем ненужные голы.

– По поводу нынешнего чемпионата есть две версии: середнячки подтянулись к лидерам и фавориты снизили класс. У вас какое мнение? 

– Я думаю, середнячки подтянулись. Уменьшились площадки, за счет этого тяжело стало победить лишь на классе.

– Недавно СКА завершил без потерь дальневосточное турне: Хабаровск – Пекин – Владивосток. Что самое трудное в таком выезде? 

– Самое трудное – заставить свой организм работать в другом часовом поясе. Мы жили по московскому времени и матчи начинались в 12 часов дня, а то и в 10 утра, как во Владивостоке. В это время организм еще «спит». Поэтому тяжело в полусонном состоянии включиться в полную работу. Мой опыт здесь неприменим, так как, играя за «Адмирал», мы всегда перестраивались на местное время, куда отправлялись играть. Лучше уже прямо в самолете. И при передвижении на запад надо не спать, чтобы уже ложиться по местному времени.

– Недавно СКА играл во Владивостоке. Как вас встретили в городе, где прошли пять лет вашей карьере? 

– На улице никто не встречал, наверное, подзабыли уже. (Улыбается.) А так – до игры и после нее болельщики подходили, рад был вниманию. Ностальгия, конечно, есть, всегда рад приезжать в этот красивый город.

– Где хранится кортик, который вам подарили болельщики во время игры за «Адмирал»? 

– У родителей, где и все мои награды.

– Три города, где прошла ваша профессиональная хоккейная карьера, – Москва, Владивосток, Петербург. Где пришлось тяжелее всего?

– Если так сравнивать, то Владивосток. Но это только из-за большой разницы во времени – в прямом эфире только НХЛ можно было посмотреть, а весь остальной спорт – в записи, и это не очень интересно, когда уже знаешь счет. (Улыбается.) Ну, и удаленность от родных и близких, хотя ко мне друзья и родные регулярно прилетали справлять Новый год. А так эти три города – мой топ трех российских мегаполисов.

Умный хоккеист может играть при любом тренере

– Москвичи трудно привыкают к Петербургу? Как у вас складываются отношения с Северной столицей? 

– Есть такое. Здесь более размеренная жизнь, чем в Москве. Иногда эта медлительность бывает излишней. Ну, и погода здесь менее комфортная, чем в Москве. А так – я уже привык к Питеру. Много мест в центре, где можно погулять, есть хорошие рестораны. Для меня Петербург – это что-то среднее между Москвой и Владивостоком: и большая вода есть, и все прелести большого города.

– Не считаете, что «пересидели» во Владивостоке и стоило раньше переходить в один из топ-клубов? 

– Считаю. Но тогда не стал бы рекордсменом по количеству матчей за «Адмирал». А так, я в последнем сезоне за «моряков» получил предложение перед дедлайном и хотел уйти, но меня не отпустили, и тогда я точно решил, что пора менять обстановку.

– Путь в «Адмирале» вы начинали при Йортикке. Какое впечатление произвел на вас эксцентричный финский тренер? 

– Да, все верно. При нем я заиграл в КХЛ. Вне раздевалки он был спокойным и много улыбался, но чем ближе мы находились к арене, он менялся. Много кричал, был очень требовательный, но перед ним все были равны и он давал много играть молодежи, если они этого заслуживали.

– В «Адмирале» хватало харизматичных тренеров – Разин, Андриевский, и у всех них вы постоянно играли. Вписываетесь в схемы любого тренера? 

– Я думаю, если хоккеист умный, то он может при любой схеме играть. Взять даже при Андриевском: у нас была «шведская» схема игры, в то время я ее первый раз видел, но за счет тренировок через какое-то время мы адаптировались к ней и она работала. 

– Обидно ли было в свое время оказаться на драфте отказов «Спартака»? 

– Я в то время даже не понял, что произошло. (Смеется.) Сидел с друзьями в кафе, и в новостях читаю, что отправляюсь во Владивосток. Обиды не было, может, даже благодарность, потому что из МХЛ сразу в КХЛ шагнул. Конечно, есть мечта завершить карьеру в «Спартаке», все-таки они меня вырастили как игрока и я им благодарен.

Наверное, меня не научили нарушать правила

– Были ли сомнения, когда приняли предложение СКА? Верили ли, что способны сразу пробиться в «основу» и вас не ждет быстрый обмен? 

– Конечно, были сомнения, стоит ли сразу в такой большой клуб переходить. Но стоило попробовать свои силы, и, когда представляется возможность поработать вместе с Павлом Дацюком, нельзя от нее отказываться.

– Действительно ли деньги не имели большого значения при заключении контракта с петербургским клубом и вы никогда не выбиваете себе особые условия? 

– В моем случае деньги были не главное. Та атмосфера, которая здесь есть во время игр, мало в каком клубе лиги присутствует, поэтому я просто хотел быть частью этого.

– Для вас как защитника сложнее играть в СКА, где большинство матчей проходят при доминировании армейцев, или в том же «Адмирале», который часто «перестреливался» соперниками? 

– Я думаю, одинаково сложно: и там, и там нужно сохранять концентрацию. Может, даже больше владеть шайбой сложнее, чем тупо ее выбрасывать и ждать своего шанса.

– Правда, ли что удачный «плюс/минус» за игру для вас важнее, чем забитый гол или результативная передача? 

– Я работаю на команду, и мне приятнее, если, например, мое звено забьет два гола и ничего не пропустит, нежели я сам отдам, а пропустим мы две или три шайбы. Но личные баллы тоже важны, конечно.

– Больше 20 минут штрафа за сезон вы никогда в КХЛ не набирали. Как удается такую аккуратность совмещать при вашей достаточно жесткой манере игры? 

– Наверное, меня не научили нарушать правила. (Улыбается.) Я всегда ищу возможность чисто отобрать шайбу, может, где-то на это тратится больше сил. Потому что если ты удаляешься, то соперник перехватывает инициативу и имеет хороший шанс забить.

– В драках вам тоже не приходилось участвовать. 

– Ни разу не предлагали – видимо, у меня лицо доброе. (Смеется.)

– В прошлом сезоне вас стали привлекать в олимпийскую сборную. До первой остался один шаг. Готовы его сделать? 

– Главное – показать отличную игру и быть в хорошем физическом состоянии. И если представится такой шанс, то готов, конечно.