Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В Михайловском замке освятили домовый храм

Впервые он был освящен 21 ноября 1800 года
Фото: Н. Астафьева / «Петербургский дневник»

В воскресенье митрополитом Варсонофием был освящен домовый храм Михайловского замка. Храм открылся после реставрации, и перед началом богослужения директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, в чьем ведении находится замок, и митрополит подписали договор между епархией и музеем. Договор закрепляет режим богослужений и оговаривает условия сотрудничества в сфере культурных и образовательных программ.

Напомним, что домовый храм Михайловского (Инженерного) замка впервые был освящен 21 ноября 1800 года: в честь церемонии даже палили бастионные пушки. С тех пор в богослужениях принимали участие только императорская семья и узкий круг приближенных лиц. Правда, уже через год, после гибели императора Павла I, царская семья уехала из замка, и богослужения прекратились, но возобновились в 1802 году. Спустя двадцать лет Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу, получил второе название – Инженерный, но церковь сохранила свое назначение, превратившись в домовый храм училища. Правда, офицеры и инженеры могли посещать богослужения только в соответствии с планом, начертанным лично великим князем Николаем Павловичем: план этот распределял, где какому офицеру дозволено стоять во время службы. Среди юнкеров училища в разное время числились писатели Федор Достоевский и Дмитрий Григорович; ученые Иван Сеченов и Павел Яблочков; композитор Цезарь Кюи; епископ Игнатий (Брянчанинов), в 1988 году причисленный к лику святых; генерал Эдуард Тотлебен. Все они бывали в этой церкви, а композитор Михаил Глинка в ней венчался. И даже местные жители, квартирующие на Садовой и Итальянской улицах, могли при желании ее посещать – правда, всю богатую утварь из храма вывезли и даже серебряные царские ворота заменили на деревянные, так как серебро уже было к тому времени переплавлено на сервиз. Все изменилось в 1918 году, когда помещение храма стали использовать под склад, затем – под офисы государственных организаций.  С 1993 года в храме проходят богослужения для сотрудников Русского музея.

Стоит отметить, что храм то и дело перестраивался: например, массивные гранитные колонны когда-то поддерживали хоры. На втором уровне были изначально обустроены своеобразные ложи для государя. А в середине XIX века церковный зал вообще превратили в трехъярусное сооружение: на втором ярусе была чертежная мастерская Инженерного департамента (в настоящее время – лекторий Русского музея), а на третьем – казенная квартира Инженерного департамента. Немудрено, что для возвращения храму его исторического облика потребовалась масштабная реконструкция. В 1990-е годы пол храма был устлан линолеумом, колонны были все в выбоинах, позолота закрашена масляной краской и т. п.

«Еще 25 лет назад, – вспомнил Владимир Гусев, – храм посетили Дмитрий Лихачев и Анатолий Собчак, а также тогдашние митрополиты. Они обещали, что церковь будет восстановлена, станет такой, как была. И вот она стала. Мы знаем, как много на земле агрессии, много противостояния и зла, но для того и нужна культура, чтоб с этим было возможно бороться. Чем больше людей посещают церковь, тем меньше выходят на улицы с оружием».

В свою очередь митрополит Варсонофий порадовался, что история возвращается на круги своя, что было время разбрасывать камни, но теперь пришло время их собирать, и очень правильно, что храмы появляются при учреждениях, в том числе – музеях или воинских частях. «Вся наша культура зиждется на православии, – отметил митрополит. – Православными были наши художники – живописцы и иконописцы, и они, как и мы, заботились о благе наших людей».

Путь перед митрополитом в храме устилали специальными ковриками – орлецами. Окропив здание и помазав его миром – для этого используются специальные шесты, воздымаемые к потолку, – митрополит провел церковную службу. Основными зрителями церемонии стали, как и обычно, сотрудники музея. Охрану митрополита осуществляли офицеры Уссурийского казачьего войска.