От создателей «Кандидата» и «Экспоната»: «Давай разведемся!» Анны Пармас
Любопытно, что на фестивале «Кинотавр-2019» было сразу несколько фильмов, посвященных теме измен. Чего только стоит жесткий проект «Верность» Нигины Сайфуллаевой. Оказалось, к столь щепетильной проблеме можно отнестись не только с иронией, но и с пониманием. Именно так Анна Пармас поступила со своей комедией «Давай разведемся!». Кстати, на «Кинотавре» зрители назвали этот фильм лучшим, а это, возможно, главная похвала для его создателей.
Разлюбить по-русски
Врача-гинеколога Машу (Анна Михалкова) можно назвать счастливым человеком. У нее заботливый муж (Антон Филиппенко), который согласился стать домохозяином и воспитывает двух чудесных детей. У нее любимая работа, в которой она настоящий эксперт. Чего уж там, Маша способна лечить людей по телефону и лучше справляется с пациентами, чем даже герои забугорных сериалов. Живет она в шикарном загородном доме в приличном районе «Новая Англия» и не обращает внимания на пасущихся рядом с забором коров.
Впрочем, у нашей героини есть и проблемы: кредиты и долги. Поэтому Маша работает сразу на трех работах, совсем забыв о семье. Тут-то супруг и нанес свой удар. Как-то вечером на телефоне мужчины высвечивается слово «Фитнес», а на обратном конце провода некая дама загадочно обещает «расцеловать его». Маша призвала мужа к ответу, но тот просто собрал вещи и ушел от нее. Как быть в таком случае? Кто виноват? У Марии стало на несколько проблем больше.
Романтика по Пармас
Признаться, странно видеть работу самой Анны Пармас в конкурсе дебютов на «Кинотавре». Никакой она не новичок, а матерый профессионал, способный рассказать любую историю, а самое главное – устроить для публики настоящее шоу.
Судите сами. В середине 1990-х Пармас придумала легендарное шоу «Осторожно, модерн!», в котором снимались Сергей Рост и Дмитрий Нагиев. Причем снимались не один год. Пармас также сняла две коротенькие новеллы в альманах «Елки Последние» и «Петербург. Только по любви». Однако говорят о режиссере в первую очередь при просмотре клипов группы «Ленинград». В сотрудничестве с Сергеем Шнуровым Пармас создала «Экспонат», «Кабриолет», «Экстаз», «Кандидат» и легендарный «В Питере – пить». Миллиарды просмотров в социальных сетях и всенародная любовь ей были тут же обеспечены.
Не стоит забывать, что Пармас сыграла несколько второстепенных ролей в лентах еще одной прекрасной женщины отечественного кинобизнеса – Авдотьи Смирновой: «2 дня», «Кококо» и «История одного назначения». Так что и среди артистов создательница «Давай разведемся!» не потерялась.
Теперь Пармас взялась за полнометражное кино. Да, первое. Да, дебютное, но с таким опытом фильм просто не мог получиться плохим. Более того, главную роль тут сыграла Анна Михалкова – одна из лучших (если не лучшая) актриса современного отечественного телевидения и киноиндустрии.
С обычной женщиной
Не стоит удивляться, что именно Анна Михалкова стала главной звездой российского кино прямо сейчас. За минувшие пару лет она поработала сразу в нескольких отличных проектах, где смогла полностью раскрыть свой талант. Конечно, тут есть заслуга и Бориса Хлебникова. Именно он снял сериалы «Обычная женщина» и «Шторм», в которых Михалкова блистала. С ролью врача и брошенной жены она тоже справилась без проблем.
Само собой, в «Давай разведемся!» есть целый набор прекрасных исполнителей. Например, подруга Анны Светлана Камынина или коллега ее мужа Максим Лагашкин. Есть даже кавалер – полицейский в исполнении Федора Лаврова, который не готов ложиться в постель с женщиной без пистолета, а детям дарить патрон на память. Пармас легко делает своих персонажей в меру смешными, вот тут Михалкова с ее самоиронией и естественностью подошла лучше всего.
Анна, исполненная Михалковой, может прийти в бассейн, забыв купальник, а в место шапки использовать бахилы. Она легко загуливает с подругами, оставляя отпрысков в детском саду. Она пытается дать взятку в размере 50 рублей сотрудникам полиции и так далее. Ее героиня настолько курьезна, что публика просто не привыкла видеть в таком амплуа женщину. Как оказалось, женщина тоже способна сыграть неряху и растяпу. Никаких проблем. Получается даже лучше.
Ждем еще
Пармас можно упрекнуть лишь в одном. Основных событий в ее фильме хватает минут на 25, а дальше начинаются юмор, фарс – короче, «Осторожно, модерн!», только в новой рамке и под другие фанфары. Но критика тут неуместна. «Давай разведемся!» – далеко не роуд-муви или кино, насыщенное огромным количеством персонажей и мизансцен. Оно служит для изучения. Для легкого «препарирования» женщины и ее души, а также любых передряг и отношений, в которые она попадает или вступает.
«Давай разведемся!» – кино с вполне себе ярким феминистическим подтекстом. Женщины во всем творчестве Пармас (даже сыгранные Нагиевым и Ростом) могли за себя постоять. Всегда являли бурю настоящих страстей. Они были страстными, но не имели в себе яда – только гуманность и доброта. Удивительно, как Пармас удается удерживать этот тонкий баланс.
В «Давай разведемся!» нет отрицательных героев. Тут все полагаются на свои чувства, которые часто подводят, но в этом и секрет фильма. Рациональности и логики не существует! Долой стереотипы и банальности! Один раз живем! Как поет в финальных (цензурных) титрах Сергей Шнуров: «Как обалденно просто и просто обалденно». Наверное, с бессменным лидером «Ленинграда» в этом случае можно согласиться.
«Давай разведемся!» в кино с 22 ноября.