Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

В Петербурге стартует первый в России форум по профилактике суицидов

Россия находится на третьем месте в мире по количеству суицидов, уступая лишь Южной Корее и Венгрии. Почему это случается, кто может остановить стоящего на краю человека и как удается решать эту проблему в регионах России, ранее считавшихся самыми неблагополучными по количеству самоубийств?

По официальным данным ВОЗ, на планете каждые 40 секунд совершаются один суицид и 20 попыток суицида. Эти трагедии происходят как в социально неблагополучных, так и во вполне преуспевающих странах. Врачи-психиатры, психотерапевты, общественные деятели и чиновники на двух площадках форума – основной петербургской и второй московской – предложат действенные пути решения проблемы.

Мужчины – на первом месте 

Мужчины в 7 раз чаще, чем женщины, решают уйти из жизни. Как считает президент Профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации Владимир Курпатов, это уже может считаться национальной катастрофой. В зоне риска также подростки, и эта проблема характерна для многих стран. Однако в России больше миллиона человек – инвалиды по психическому заболеванию, а это в 1,6 раза больше, чем в соседних странах.

«Всегда после попытки суицида мы рассматриваем психическое состояние человека – что его беспокоило, что он чувствовал. То, что человек решает уйти их жизни импульсивно, это миф, это не так. Человек анализирует свое состояние, ищет выход. И даже его разговоры о намерениях уйти из жизни – это не привлечение внимания, не шантаж, а настоящий вопль о помощи», – считает профессор Курпатов.

Еще одну специфическую черту современного суицида отмечает ректор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников. Это рост детских, подростковых и молодежных самоубийств. «Мы лишаемся будущего, – считает профессор Михаил Решетников. – Если раньше побуждение к суициду носило коммерческий характер, то сейчас на деструктивные сайты типа "Синего кита" завлекают по единственному мотиву – обрести власть над психическим здоровьем молодых людей. Причем из 15 актов суицида по тому же "Синему киту" побуждение к нему удалось доказать только в двух случаях».

Тысяча психотерапевтов на всю страну 

С коллегами согласна вице-президент ассоциации, главный научный сотрудник отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. Бехтерева Татьяна Караваева. «Суицид – это проблема психологическая и социальная. Недаром говорят: "В моей смерти прошу винить мою жизнь". Тема суицидов в последнее время культивируется, и не случайно пик суицидов приходится на возраст от 10 до 29 лет. Поэтому необходима активная профилактика, но вот с ней – самая большая проблема. В России дефицит штатных психотерапевтов составляет 60%, на всю страну – чуть больше 1000 официальных ставок врача-психотерапевта. Для сравнения: в Бразилии, например, их 341 тысяча», – сообщила Татьяна Караваева.

По словам специалистов, одна из главных проблем в нашей стране – недостаток внимания к проблеме сохранения психического здоровья. Конкретно в Санкт-Петербурге нет структурированной психотерапевтической помощи на бюджетной основе, а платные услуги психотерапевтов по карману далеко не каждому. Например, в 5-миллионном мегаполисе должно быть 10 психотерапевтических центров, а у нас в городе всего один, и то – работающий всего на одну пятую часть. Должно быть 20 психотерапевтических отделений в стационарах, а у нас ни одного, хотя даже в Ленобласти их два. Вместо 213 кабинетов психотерапевтической помощи действуют всего 46, и только 9 из них укомплектованы штатами полностью. При этом только 20% дипломированных психиатров и психотерапевтов выбирают психотерапию как основную сферу деятельности, подготовка специалистов этого профиля пущена на самотек.

Что смогла Башкирия 

Еще 10 лет назад самая тяжелая ситуация с суицидами среди российских регионов была в Башкирии. По критериям ВОЗ, если количество суицидов превышает 20 случаев на 100 тысяч населения, то это считается угрозой национальной безопасности. В Башкирии в 2009 году таких случаев было 60 на 100 тысяч. Поэтому регион был выбран пилотным и здесь была создана отдельная психотерапевтическая служба, существующая вне «большой сестры» – психиатрии. По словам главного врача Республиканского клинического психотерапевтического центра Минздрава Республики Башкортостан Ильгиза Тимербулатова, стало понятно, что нельзя людей с пограничными расстройствами, депрессиями лечить вместе с психически больными.

«Если они на одной территории с больными, им там становится еще хуже или же они просто туда не идут. Идут куда угодно – к терапевтам, колдунам, и упускают время. А ведь душевную боль терпеть не легче, чем физическую. Благодаря межведомственной работе была разработана программа – "дорожная карта" по суицидам, открылось множество психотерапевтических центров, были созданы мобильные бригады по работе с людьми и их родственниками. И за 10 лет количество самоубийств удалось снизить в 2,5 раза, сейчас их меньше 20 на 100 тысяч», – говорит главный психотерапевт Башкирии Ильгиз Тимербулатов.

Что надо сделать 

По мнению специалистов, необходимо разработать государственную стратегию по психотерапии, учитывая пилотный опыт Уфы. Решить проблему с кадрами, для чего необходимо сделать ординатуру на 3, 4, 5 лет. Вводить специальность «психотерапевт» уже с 1-го курса медицинского института. Создать факультеты по психотерапии или ментальному здоровью в профильных вузах. Принять закон о психотерапевтической помощи, так как без законодательного регулирования проблемы не решить.

Кроме того, необходимо на федеральном уровне директивно принять законы о создании в субъектах Федерации психотерапевтических служб по аналогии с тем, как создаются перинатальные центры, тем более что они требуют гораздо меньших вложений, чем перинатальные, онкологические, кардиологические или иные другие специализированные медучреждения.

«Наши проблемы усилиями только медицины не решить. Для этого мы и проводим свой Первый форум по предотвращению суицидов и надеемся донести наше резюме до федерального уровня», – отмечает Владимир Курпатов.

Закрыть