Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Дорогу роботам: насколько безопасны для петербуржцев беспилотные авто

Простой водитель вряд ли сможет им управлять, для этого нужно соответствующее образование

Первые испытания автомобилей-беспилотников в Петербурге пройдут в 2020 году. Маршрут уже определен: Невский и Литейный проспекты, Купчино, Васильевский остров и две магистрали – КАД и ЗСД. Автомобиль тоже подобран – Skoda Superb, которая с новыми электронными «мозгами» получила название Starline.

В том же 2020-м пройдут испытания в Коврове, а пока что беспилотный наземный транспорт тестируют в казанском Иннополисе и в Москве. Недавно в столице была зарегистрирована авария беспилотного автомобиля компании «Яндекс». «Петербургский дневник» заинтересовался, насколько безопасно для города это новшество, хотя и учел, что Петербург с его прямыми улицами и плоским рельефом в целом более безопасен для участников дорожного движения.

Московская авария имела место 12 ноября. Беспилотная машина, в которой тем не менее сидел водитель, помяла другую, не успев остановиться перед внезапной пробкой. Это уже вторая авария с машинами этого сервиса: первая случилась летом, когда испытуемый автомобиль проехал на красный свет. В обоих случаях причиной ЧП стал человеческий фактор: невнимательность тестировщика.

Впрочем, московские разработчики еще легко отделались: в Америке при испытаниях роботизированной «Теслы» погиб человек, и, как недавно выяснилось, причиной трагедии стало шоу «Голос», которое оператор смотрела вместо того, чтобы следить за дорогой. Робот умел распознавать пешеходов, если они находятся на «зебре», а вне «зебры» не умел. А потерпевшая, на свою беду, нарушила правила движения.

«Петербургский дневник» расспросил «Яндекс» о том, как будут выглядеть беспилотники в Петербурге. Уже известно, что для тестов выбрали три марки: Toyota, Hyundai, KIA. Внешне они почти не будут отличаться от обычных машин, за исключением буквы А в красном треугольнике на заднем стекле. Она означает «высокоавтоматизированное транспортное средство».

А вот какие-нибудь «шашечки» или фонари на крыше, благодаря которым беспилотник станет видно за версту, не ставят принципиально, так как задача разработчика – научить автопилот водить так же, как человек, или лучше, а для этого нужно, чтобы к нему и относились, как к обычному водителю. К слову, каждую машину страхуют на 10 миллионов рублей.

В Москве маршруты постоянно меняются: в них включают то улицы с «лежачими полицейскими», то светофоры со стрелочками. В Петербурге адресную программу также подобрали с учетом различных условий.

У водителей-людей существует своя система коммуникации: это не только «спасибо» «аварийкой», но и ручные жесты типа «проезжай». А как и чем будет махать робот, поинтересовался «Петербургский дневник». Пресс-секретарь «Яндекса» Юлия Швейко заявила, что на этот случай снаружи машины поставят небольшой экран, на который будут выводиться сообщения для других участников движения. В случае с пешеходом это может быть сообщение «Пожалуйста, проходите».

«Идеальный испытатель беспилотников, – говорит Юлия, – это не только хороший водитель, но и автомеханик, и даже программист. По сути, это мостик между разработчиками и продуктом, и с разработчиком он должен говорить на его языке».

Поэтому простой водитель вряд ли сможет управлять беспилотником: для этого нужно соответствующее образование.

Закрыть