Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

На Культурном форуме обсудили, как удивить зрителя

В атриуме Главного штаба Эрмитажа в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась дискуссия «Опера и драма: сюжет и его интерпретация в современном музыкальном театре». Она была организована Санкт-Петербургским государственным театром «Мюзик-Холл» и приурочена к Году театра в России
Фото: Д.Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Участники дискуссии, которая собрала видных деятелей культуры и искусства, обсудили специфику работы музыкального театра в XXI веке, особенности представления оперного искусства, а также роль литературной основы в создании спектакля.

По мнению режиссера Виктора Высоцкого, ХХ век разрушил каноны, в том числе в музыкальном театре. И им на смену пришли новые правила.

«И в нашей сегодняшней дискуссии мы поговорим о новом каноне, обсудим, как можно и как нельзя ставить сегодня оперу», – пояснил он задачу.

Французский режиссер Арно Бернар отметил важность фигуры режиссера, который должен обладать особой техникой и подходом.

«Мы, современные творцы, должны испытывать скромность и смирение, с уважением относиться к оригиналу, помнить, что литературная основа в опере важна не менее, чем музыкальная», – сказал он.

Солидарен с ним и художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело. По его словам, лучше сделать что-то чуть более консервативное, но то, что сработает на музыку, сделает её более выразительной.

На необходимость бережного отношения к литературной основе указал и режиссер Алексей Степанюк. По его мнению, проблема искажения сюжета в современном театре уже давно стала нравственного толка. Часто режиссеры крайне вольно обращаются даже с текстами классиков, которые уже никак не могут защитить свои произведения от таких вторжений.

Участники дискуссии также отметили важность музыки, которая в музыкальном спектакле порой гораздо главнее сюжета, хотя именно он лежит в основе любой оперы.

«Если зритель не понимает, что происходит на сцене, значит, первоначальный посыл утерян. В ходе постановочного процесса нужно проявить глубокое уважение к либретто и только после этого – во вторую, в третью очередь – отдать дань современной моде. Мы, как творцы, должны обращаться к сердцу зрителя», – уточнил режиссер из Германии Ханс-Йоахим Фрай. 

Позицию руководителя музыкального театра представила директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак.

«Директор заинтересован в том, чтобы новая постановка была успешной. В этом смысле крайне актуальным остаётся девиз Дягилева: «Удиви меня!». Зритель всегда хочет увидеть что-то новое, это нормально, но во всем нужно соблюдать меру, – уверена она. – Мне близка позиция Арно Бернара: у режиссера должно быть некое смирение, уважение к истории и автору. Я не приветствую, когда путем к успеху и к зрителю становится скандал. Многое зависит от музыкального вкуса режиссера и уровня его образованности».