Российским усадьбам сделают паспорта
Регионы в фокусе
Сейчас в собственности России находится около 3 тысяч заброшенных усадеб. И это только те, о которых известно.
Однако помимо их количества важно понять, в каком они состоянии. Сегодня на VIIII Петербургском международном культурном форуме заместитель министра культуры России Николай Овсиенко рассказал, что федеральные власти разрабатывают специализированный каталог.
«У нас есть документ – единый учет всех объектов культурного наследия, но в этом учете нет сведений о том, в каком состоянии находится памятник. Одно дело, когда усадебные дома находятся в мегаполисах, они востребованы и рано или поздно найдут хозяина. Наша задача – обратить внимание коллег на усадьбы, которые находятся в регионах России, вдалеке от крупных городов. Они строились как место комфортного проживания для состоятельных людей, составлявших элиту российского общества в свое время», – рассказал Николай Овсиенко.
Сегодня федеральные власти взялись за реализацию программы «Возрождение исторических усадеб», благодаря которой в здания можно вдохнуть жизнь. Не секрет, что любая постройка живет, если ею пользуются. Предполагается, что это удастся сделать за счет государственно-частного партнерства, концессии, безвозмездного пользования, продажи здания или его аренды на особых условиях.
«Мы пытаемся помочь регионам навести порядок с их усадебным достоянием. Министр культуры России поставил задачу – максимально переориентировать возможности национального проекта "Культура" на поддержку региональных коллег. Чтобы они могли составить паспорта этих усадеб, провели детальное изучение, историческое и геологическое исследования и внесли эти данные в паспорта. Да, от некоторых усадеб кроме фундамента ничего не осталось. Тем не менее они представляют большую историческую ценность», – сказал замминистра культуры.
Наполнить пространства усадеб жизнью можно разными способами, подчеркивает Николай Овсиенко. Так, Ассоциация владельцев исторических усадеб при национальном фонде «Возрождение русской усадьбы» предлагает делать небольшие сетевые гостиницы в зданиях.
«Но во всех усадьбах гостиницы не сделаешь. Значит, в части можно будет открыть музеи. Может пригодиться и европейская практика. У них есть Национальный день наследия, в этот день все двери открыты на территорию усадеб, независимо от формы собственности. В любом случае, мы будем привлекать разные формы для возрождения исторических зданий», – сказал Николай Овсиенко.
К слову, о финансировании пока речи не идет. Сначала нужно разобраться с состоянием культурного наследия России, сделать паспорта. «Сейчас мы ищем средства для документального оформления усадеб. У нас ведь, к сожалению, нет документа – нет и объекта. "Нормативная упаковка" даст понимание о стоимости ремонтно-реставрационных работ», – добавил он.
Разные подходы
В частной собственности в России находятся около тысячи усадеб. По словам президента национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Виссариона Алявдина, идея о создании гостиниц в российских усадьбах пока остается только идеей.
«Ассоциация владельцев исторических усадеб пока не обладает такими ресурсами и возможностями, чтобы взять объект, привести его в порядок. Это скорее пока наша мечта. Когда в нашей ассоциации будет не 50 усадеб, а 100, когда появится более существенное финансирование, получим поддержку от государства на реализацию проекта по приспособлению усадеб под гостиницы, тогда, возможно, идея воплотится в жизнь», – рассказал Виссарион Алявдин.
Есть принципиальная разница между работой государственного и частного учреждений. «Выступает, например, директор государственного музея, пусть даже не очень крупного, жалуется, переживает, говорит, у него всего лишь 60 сотрудников и не получается провести ту или иную работу. Когда это слышит владелец частного музея или усадьбы, он спрашивает: "Как? Если бы у меня было столько сотрудников, я бы все это сделал". То есть человек из государственного музея живет в других реалиях, хотя я и не говорю, что ему легко. Но частному лицу, если он только не со страниц Forbes, тоже непросто. Это главная проблема – организация, подходы к реставрации, к использованию зданий, к назначению, наполнению разные», – подчеркивает эксперт.
Также к главной проблеме Виссарион Алявдин относит и вопрос финансирования. Она, пожалуй, близка как государственному, так и частному сектору.
«Но директор государственного учреждения ждет поддержки из бюджета города или страны и часто скован в плане получения средств из внебюджетных источников. Частное лицо, к счастью, имеет возможность заниматься любой законной деятельностью, чтобы отправить средства на восстановление тех же усадеб», – добавил эксперт.