
Богомолов против Гугла: жаркие споры об искусстве разгорелись на Культурном форуме

Как современные технологии помогают приблизиться к искусству? Способна ли оцифрованная копия заменить шедевр кисти великого художника? И действительно ли поездку с целью посмотреть на Джоконду или побывать в Версале можно приравнять к паломничеству? Обо всем этом сегодня зашла речь в ходе дискуссии «Голос искусства в медиапространстве», которая состоялась сразу после открытия VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Одним из организаторов дискуссии стало информационное агентство ТАСС.
ИНТЕРЕС РАСТЕТ
За последние 10 лет посещаемость выставок в России выросла в 1,7 раза. Люди также стали чаще ходить в театры и музеи. Только в прошлом году на экспозициях побывали порядка 154 миллионов человек, а на спектаклях – около 40 миллионов. Как отмечает заместитель председателя правительства России Ольга Голодец, спрос на искусство в стране растет в геометрической прогрессии.
«Мы видим этот рост, и мы должны реагировать на современные запросы общественности. Это нормальная гуманитарная повестка, мы должны быть готовы на нее ответить, – подчеркнула Голодец в ходе дискуссии, посвященной искусству в медиапространстве. – Количественный показатель – одна из характеристик качественных изменений. И если раньше искусство было доступно только людям, которые воспитывались в этой среде, то сегодня благодаря Интернету оно доступно огромному количеству людей».
О том, как именно современные технологии помогают приобщаться к прекрасному, в какой бы точке планеты оно ни находилось, рассказал министр культуры России Владимир Мединский. Всем присутствующим в зале он посоветовал подписаться на ресурс Культура.рф.
«У кого нет в закладках этого сайта, тот не может считать себя культурным человеком, – шутит министр. – Это серьезная онлайн-площадка, где находятся тысячи спектаклей, лекций, научно-популярных передач, где ведутся трансляции культурных событий на разных языках. В год сайт посещают 30-40 миллионов пользователей. И это учитывая, что мы не занимаемся новостями, а работаем на определенную публику».
Кроме того, по словам министра культуры, в России широко развита сеть так называемых виртуальных концертных залов. Так называемых – потому что они вполне реальные, только находятся в малых городах, библиотеках, домах культуры. Они оснащены современной техникой для записи и ведения прямого эфира. Пока их 150, но количество, по словам министра, должно вырасти до 500.
Владимир Мединский отметил и достижения российских музеев, которые вовсю используют мобильные сервисы и технологии дополненной реальности. Сам Мединский, по его словам, при походах в музеи предпочитает приложение «Артефакт».
ИСКУССТВО – ТАЙНА
По мнению художественного руководителя Театра на Малой Бронной Константина Богомолова, акт постижения объекта искусства – в каком-то роде паломничество. Ведь чтобы увидеть мировой шедевр, человеку необходимо ехать в определенное место. По его словам, искусство – это тайна, и человеку нужно дать возможность самому оцарапаться об это искусство или получить от него наслаждение.
Однако, как отметила представитель компании Google Дона Раз Леви, сегодня есть множество возможностей оцифровки живописных полотен и скульптур. А следовательно, все желающие смогут увидеть экспонаты музея, расположенного в какой-нибудь далекой стране, не отходя от ноутбука.
«С нами сотрудничают около двух тысяч музеев, в том числе Эрмитаж, Лувр, Версаль, – рассказывает Дона. – Приведу пример: в прошлом году сгорел Национальный музей Бразилии, а вместе с ним и миллионы экспонатов. Но за два года до трагедии мы начали их оцифровку. И так вышло, что часть коллекции нам удалось спасти, пусть и в электронном виде. Они почти как оригиналы».
ВНЕЗАПНЫЙ СПОР
После этих слов встреча, которая сначала напоминала просто обмен мнениями, превратилась в пылкую дискуссию. В спор с Доной Раз Леви вступил Константин Богомолов.
«Мне очень странно слышать, что ваши восстановленные картины «почти как оригинал». Оригинал несет в себе энергию индивидуальной работы, – восклицает он. – Если мы хотим сохранить индивидуальность человека, мы должны сделать доступной информацию о том, что в Лувре висит картина, а не картину, которая висит в Лувре. Почувствуйте разницу. Это заставит человека поехать и увидеть картину и не создаст ощущение иллюзии».
Зал зааплодировал. А Дона Раз Леви в свою очередь подчеркнула: «Мы лишь восстановили то, что было уничтожено. Кураторы музея сказали нам спасибо, – отметила она. – А насчет взаимодействия людей и искусства у нас с вами нет разногласий».
«Я бы назвал эту дискуссию «Богомолов против Гугла», – посмеялся Владимир Мединский. А затем добавил: «Знаете, Гугл – это не добро или зло, а средство. И многое зависит от того, в чьих оно руках».