Железная лошадь, гамак и пилатес – как фитнес помогает встать на ноги детям с ДЦП
Синее полотнище, свернутое в кулек, – гамак. Мячик, до которого обязательно нужно дотянуться. И человек в гамаке, для которого название благотворительного фонда «Мы можем» стало девизом всей жизни. Каждая мышца напряжена, как струна. Пальцы уже коснулись поверхности мяча. Схватить не удалось, но столкнуть – это уже победа.
Человеку, который смог, девять лет. Недавно он научился ходить, и борцы с детским церебральным параличом записали себе еще одну победу. Проект «Мы можем» объединяет 55 детей с ДЦП, которых ставят на ноги в фитнес-клубе Newtone. В клуб приезжают родители с детьми из разных районов – не только Красногвардейского, где он, собственно, находится, но и с Юго-Запада и даже из поселка Солнечное-2, где живут люди с инвалидностью. Но благотворительному проекту нужна поддержка властей, поэтому в клубе и организовали круглый стол с участием заместителя председателя Комитета по социальной политике Александра Любимова, главы Красногвардейского района Евгения Разумишкина, специалистов из Института физической культуры имени Лесгафта и др.
Все согласны с идеей специализированного фитнеса для больных детей. К примеру, Александр Любимов высказал надежду, что Красногвардейский район станет пилотной площадкой, а затем к движению подключатся фитнес-центры в других районах. Правда, тут же выяснилось, что большинство фитнес-центров невнимательно подошли к вопросу доступной среды и невозможно попасть туда человеку на инвалидной коляске. А хочется ведь еще, чтобы фитнес-зал находился в красивом месте, дабы ребенок, который так редко выбирается из дома, получал заряд положительных эмоций.
«Даже тем детям, которые находятся не на домашнем обучении, то есть их возят в школы, необходима жизненная активность, – отметила руководитель проекта Яна Мельникова. – Что уж говорить о тех, кто находится в спецучреждении. Им надо в социум. И родителям, которые сами воспитывают своих детей-инвалидов, тоже нужен отдых хотя бы на два часа в неделю, поэтому здесь они могут сходить в гимнастический зал или сауну. Многие до сих пор стесняются «выносить сор из избы», хотя им, наоборот, нужно перестать запираться и выйти наконец на люди».
В Институте имени Лесгафта имеется отделение адаптивной подготовки, но его выпускники – штучный товар, и даже в Петербурге таких специалистов найти очень трудно. В фонде рассчитывают, что, узнав о новой программе, преподаватели АФК сами обратятся в центр. Как рассказала Яна Мельникова, она и сама не готовилась в благотворители: просто поехала в Германию обучаться новым методикам фитнеса и неожиданно открыла для себя адаптивную физкультуру. Потом оказалось, что терапия для борьбы с ДЦП включает в себя с десяток методик: метод Фенделькрайза (метод соматического обучения), бобат-терапия (нейродинамическая реабилитация), пилатес, эрготерапия, вибротерапия, остеопатия, реабилитация по методу Клочковой и т.п. Все они применяются в «Ньютоне». Известно, что больным с ДЦП очень помогают лошади, но держать конюшню в центре города невозможно. Пришлось заменить ее иппотренажером – имитатором коня, который блестяще имитирует скачку.
Фонд работает эффективно, но все равно иногда бывает, что приходит день зарплаты, а платить людям нечем, посетовала Яна Мельникова. Евгений Разумишкин пообещал, что найдет рычаги, с помощью которых специалисты районного центра реабилитации поработают в фонде на аутсорсинге.
Представители властей пообещали фонду помощь в ликвидации дальнейших проблем, но признали, что основную сложность – отсутствие кадров – быстро решить не удастся.