Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

В Петербурге представили документальный фильм о лидере «Черного обелиска» Анатолии Крупнове

В картине снялись Гарик Сукачев и Юрий Шевчук

В «Лендоке» представили единственного участника российского конкурса документальной программы 41-го Московского международного кинофестиваля – ленту «Анатолий Крупнов. Он был» о лидере группы «Черный обелиск» и об одном из самых талантливых бас-гитаристов советского рока. Документальная картина поставила точку в вопросе, который более 20 лет не давал покоя поклонникам группы – смог ли Крупнов избавиться от наркозависимости?

В фильме Дарьи Иванковой архивные кадры, десятки раз пересмотренные фанатами, перемежаются с интервью сыновей, жен и коллег по рок-цеху – Гариком Сукачевым, Юрием Шевчуком и Сергеем Вороновым. Действие начинается в московской коммуналке, где басист жил вместе со своей первой супругой и сыновьями. Больше чем через четверть века старший сын, Владимир, как две капли воды похожий на отца, возвращается сюда с дневником-анкетой Анатолия Крупнова.

«Прозвища: Крупский, индиец, ну и бог, конечно же, бог», – рассказывает Владимир Крупнов. И этим «богом» действительно многое сказано: харизматичный фронтмен «Черного обелиска», похожий на цыгана, становится архетипом русского рокера: безусловно талантливый, любимец женщин со сложными отношениями с алкоголем и наркотиками. Басист, который не выделяется на фоне группы, а сливается с музыкой до такой степени, что становится незаметным.

Несмотря на то, что Иванкова снимает кино непосредственно о человеке, тех, кто мало знаком с творчеством рок-музыканта, зацепит культурный контекст. Анатолий Крупнов стал одной из центральных фигур счастливого времени русского рока: свободного, неприкаянного. Музыканты не просто писали песни о переломном и, как им казалось, счастливом моменте для страны, который принесла перестройка. Они в это верили или очень хотели верить. А тем, кто не верил – и уехал за рубеж – Крупнов ответил песней-посланием – «Я остаюсь». В 1988 году Крупнов едет в Мюнхен для записи своей дебютной пластинки, а за неделю до поездки ломает кисть и пальцы на руке. Бас-гитарные партии альбома он записывал, работая и живя в студии, превозмогая боль, чуть больше двух недель. Но после одобрения в западной прессе – негласного одобрения на «остаться» – едет обратно в Союз.

«Но я, я остаюсь.
Там, где мне хочется быть.
И пусть я немного боюсь,
Но я, я остаюсь».

Музыкальные интересы Крупнова простирались дальше песен «Черного обелиска»: он приезжал работать с Шевчуком в Петербург, работал с Гариком Сукачевым и «Неприкасаемыми». По сути, превратился в самого дорогого сессионного музыканта страны.

«Когда Толя играл на бас-гитаре, больше ничего не хотелось слушать», – говорит Юрий Шевчук в фильме.

Но время тяжелого рока сменяется попсой, большими продюсерами и внезапными уходами.

«Как-то печально: 30 лет это не 29. Но здесь находятся люди, которых мне действительно приятно видеть. Я пытался устроить праздник для своих друзей», – обращается к зрителям Анатолий Крупнов с архивных записей его 30-го дня рождения. На дворе конец 90-х, Крупнов уже признанная легенда отечественного рока. Он терпелив к поп-волне, которая хлынула на сцену, но «однодневные» альбомы, исполняемые под фонограмму, не признает. «Это криминал, всем известно, что на западе за такие вещи подают в суд», – говорит рокер с экрана.

Его главная победа на тот момент – победа над наркозависимостью, которая, по его же словам, опустила его на самое дно, выхода из которого только два: остаться там или освободиться навсегда. В 1996 году Крупнов проходит курс лечения и начинает вести передачу на радио «Новая жизнь. Жизнь без наркотиков».

Смерть рокера, настигшая его в 1997 году в виде сердечного приступа, его близкие восприняли как удар. Были и те, кто не верил, что Крупнов завязал с наркотиками. Уже после фильма продюсер группы «Черный обелиск» Александр Юрасов рассказали зрителям, что судмедэкспертиза после смерти легенды российского рока проводилась. Она доказала, что следов наркотиков в его организме не было.

Герои фильма вспоминают о товарище и на волне этих воспоминаний хотят вернуться обратно хоть на некоторое время, называя этот период своей жизни «временем неспящих»: тот, кто не крутился, не работал, не творил, просто исчезал, не оставляя после себя ничего. В год 50-летия Анатолия Крупнова Юрасов объявил о масштабной акции под хештегом #GodKrupnova. Скоро «родятся» 12 пластинок с лучшими песнями музыканта. Поклонники по-прежнему любят его, а друзья не могут найти «такого, как он», отмечая, что современной музыке его не хватает.

Закрыть