Яндекс.Метрика
  • Михаил Ковальчук

Михаил Ковальчук: «Человек рискует превратиться в биоробота»

Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН рассказывает про осознанную науку

Осознанная наука началась при Ньютоне 300 лет тому назад, тогда были ученые только одной специальности – натурфилософ, или естествоиспытатель. И наука была одна – натурфилософия. Далее мы, поскольку не понимали целого и пытались единую неделимую природу разделять на части, создали сотни узконаправленных дисциплин. На основе этой системы науки мы создали узкоспециальную систему образования, а на основе этой системы науки и образования построили отраслевую экономику.

Сегодня мы присутствуем на этапе, который начался уже лет двадцать назад, – на этапе конвергенции. Мы создали огромное количество дисциплин, которых в природе нет. Приведу пример – популистский неправильный, но понятный: птица летит – она не знает, что она – воздухоплавание, химия, биология.

Природа – это все. А мы пришли в тупик, потому что мы создали на основе узкоспециального знания нашу сегодняшнюю техносферу. И она не совместима с природой, она ее разрушает. И мы не можем ничего сделать.

Любые экологические вопросы не меняют сути. Надо менять подходы. Принципиально иные подходы – это природоподобные технологии.

Технологии, которые находятся в естественном кругообороте в природе, не искажают его и не искажают окружающий мир. Вопрос заключается в том, что это слияние – тяжелый сложный процесс.

Роль гуманитарных технологий становится существенно более значимой, потому что они есть основа очеловечивания объекта – человека, который технизуется и превращается в биоробота. Это очень важно. Интернет и другие элементы техносферы превращают человека, лишенного гуманитарного знания, в биоробота, а наша задача – сделать его человеком. Поэтому роль гуманитарного знания на редкость высока.

Почему я конкретно и Курчатовский институт пришли к этому? Мы имеем набор знаний и методов, которые позволили создать атомно-космическую отрасль. Это мало кто в мире может. То есть мы обладаем неким прожектором, который позволил сделать то, что в мире никто не мог сделать. И теперь мы решили этот прожектор перенаправить не только на атомно-космические материалы, но и на предметы культурного наследия.

Закрыть