Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

Как история становится точной наукой

Куда сегодня пришла историческая наука? Что нужно сделать для того, чтобы люди ей больше доверяли? Эти вопросы обсуждали в Петербурге ученые со всего мира
Фото: «Петербургский дневник»

КОДЕКС ЧЕСТИ

История как наука переживает «кризис этического, совестливого отношения к прошлому», считает Петр Толочко, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Украины. Он сравнил историков и врачей и высказал сожаление, что у историков нет своего кодекса чести, аналогичного клятве Гиппократа, которую приносят врачи, вступая в профессию. «Историческое сообщество должно выработать что‑либо подобное», – заявил ученый.

С «перелицовкой» истории можно столкнуться во всех ее пластах, даже самых глубинных.

«Общее древнерусское наследие оказалось в границах трех самостоятельных государств – России, Украины и Белоруссии, и каждое государство пытается приватизировать свой кусок общей истории, закрывая глаза на то, что была единая древнерусская народность, объединенная общей историей, общим политическим, культурным развитием, правящей династией Рюриковичей. Все мы – внуки одного деда», – подчеркнул Петр Толочко. 

По его мнению, если собрать материал археологических раскопок из разных древнерусских городов, относящийся к одному периоду, и перемешать, то различить, какой артефакт откуда, смогут разве что те, кто эти артефакты откопал. А специалисты по древнерусской археологии увидят, что это была единая, монолитная культура.

Впрочем, на Первом международном петербургском историческом форуме идею о кодексе чести для историков поддержали менее четверти опрошенных.

ПОРА ОБЪЕДИНЯТЬСЯ

Другую же высказанную на форуме идею в результате аналогичного опроса поддержали подавляющее большинство проголосовавших – 73,42%. Они высказались за предложение Валерия Тишкова – академика РАН, научного руководителя Института этнологии и антропологии РАН – создать всероссийскую ассоциацию историков.

«Ассоциация историков нужна, чтобы поднимать и решать глобальные вопросы – о месте и роли истории в российском обществе, чтобы отстаивать позиции отечественной историографии на международной арене. Именно для этого нужна мощная и единая организация историков», – уверен академик Тишков.

Он напомнил, что подобные структуры активно действуют в США, Канаде, Великобритании, Китае, Индии, в некоторых странах Восточной Европы и в ряде государств на постсоветском пространстве. Россия, на его взгляд, несколько отстала в самоорганизации историков, и это упущение нужно ликвидировать.

МОМЕНТ НАСТАЛ

По мнению Валерия Тишкова, история – междисциплинарна, так как включает множество направлений: археологию, палеографию, этнологию, и каждое из них взаимодействует с естественными науками. 

Профессор Института истории СПбГУ Кирилл Назаренко напомнил, что до экспериментов Ньютона и Галилея физика была философской дисциплиной, но благодаря экспериментам в XVII веке обрела математический аппарат. В XVIII веке химия была набором представлений о смешении веществ, но после открытия Менделеевым Периодической таблицы химических элементов стала стройной наукой. В XX веке, после появления генетики, биология превратилась в точную науку. Момент, когда такому превращению подвергнется история, настал, считает ученый. Метаморфоза происходит буквально на наших глазах.

Закрыть