Смоленское лютеранское кладбище планируют комплексно отреставрировать за бюджетные деньги
QR-код для кладбища
В ближайшем будущем Смоленское лютеранское кладбище на Васильевском острове преобразится. За сохранение кладбища-памятника взялись студенты петербургских вузов и просто неравнодушные к истории города молодые петербуржцы. Об этом говорит желание более 100 человек пройти стажировку «Сохраним культурное наследие» Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Благодаря ей у молодых горожан появилась возможность исследовать захоронения на этом кладбище. Отбор был жесткий, и только 15 человек погрузились в работу над спасением памятника.
В течение трех недель ребята изучали архивные материалы, искали ныне живущих родственников захороненных. К слову, некоторых людей молодые исследователи все же отыскали, чего не удавалось сделать даже сотрудникам КГИОП. Среди прочего стажеры готовили объявления для установки на могильных холмах. Работа велась и «в полях». Ребята несколько раз приезжали на кладбище, им удалось исследовать около 250 надгробий, сфотографировать и оценить, посещает ли могилы кто-либо.
Время пролетело незаметно, стажировка подошла к концу. За время работы у ребят появились предложения по сохранению объекта культурного наследия. Они, к слову, приглянулись и властям города.
В первую очередь нужно привести территорию кладбища в порядок. В качестве одного из вариантов стажеры предложили сделать здесь ландшафтный парк, организовывать экскурсии, в том числе на иностранных языках. И спасти кладбище от вандалов, которые за последние примерно 25 лет вынесли оттуда много крестов, надгробных памятников, чугунных оград.
«По итогам стажировки ребята также предложили привлечь вузы города, чьи профессора захоронены на этом кладбище. Студенты, преподаватели учебных заведений могли бы помочь в сохранении кладбища, ухаживать за могилами. Конечно, если бы я был ректором вуза, я почел бы за честь ухаживать за захоронениями людей, которые когда-то составили славу моего университета. Накануне на субботник, организованный КГИОП и проектом «Открытый город», уже пришли шесть человек из Горного университета», – рассказал председатель КГИОП Сергей Макаров.
В современном мире без смартфонов не обойтись даже на кладбище. Здесь они могли бы помочь тем, кто навещает своих родственников, коллег или друзей, не потеряться среди большого количества захоронений, отыскать нужные, а заодно узнать о тех, кто лежит неподалеку. Ведь на Смоленском лютеранском кладбище покоится прах великих историков, ученых, художников, географов, исследователей, здесь явно есть что посмотреть. Стажеры предложили создать информационную систему QR-кодов, благодаря которой данные о похороненном человеке, его биографию, вклад в мировую историю можно будет прочитать на телефоне с помощью QR-кода, размещенного на табличке рядом с каждым захоронением.
Решить противоречия
Но история с сохранением и спасением Смоленского лютеранского кладбища может затянуться из-за противоречий на законодательном уровне. Документ о похоронном деле гласит, что могилы на кладбищах принадлежат родственникам усопших. Это значит, что уход за ними и реставрация надгробного памятника лежат на их плечах. Однако, по словам Сергея Макарова, очевидно, что каждая вторая могила на Смоленском лютеранском кладбище – исторический памятник, соответственно людей, которые обязаны за ними следить, нет.
«Главная проблема этого кладбища – это его состояние. Во-первых, весной из-за большого количества осадков оно подтапливается. Во-вторых, в советские времена и в 90-е годы многие могилы разграбили и разрушили. Сегодня здесь живет некоторое количество асоциальных элементов, которые продолжают разворовывать его. Поэтому вопросы охраны этого кладбища и его реставрации, безусловно, актуальны. Однако у нас есть вопросы юридического характера, которые нужно решить. Сейчас мы рассматриваем вариант комплексной реставрации кладбища за бюджетные деньги», – отмечает Сергей Макаров.
Пока о проекте реставрации речи не идет, ведь сначала нужно обязательно убедиться, что у каждой из могил действительно нет родственников. Тогда власти города смогут передать бесхозные захоронения в собственность Петербурга для дальнейшей работы с ними.
Когда кладбище – памятник
Развеять миф об уничтожении непосещаемых, бесхозных могил – еще одна задача властей города. Для этого в том числе в прошлом коду КГИОП провел экспертизу территории кладбища, после чего включил его в единый государственный реестр как объект культурного наследия регионального значения. А это значит, что ни о каком уничтожении могил, строительстве на месте кладбища зданий говорить не приходится.
«Здесь есть два типа захоронений. Могилы, которые являются самостоятельными памятниками и включены в федеральный реестр объектов культурного наследия, а есть часть могил – предметы охраны кладбища. Их всех нельзя перенести в другое место, снести, захоронить на их месте другого человека», – пояснил Сергей Макаров.
Отметим, что кладбище разделено на три зоны. Во второй, помимо озеленения территории, реставрации надгробного памятника, археологических полевых работ, можно подхоранивать урны с прахом в могилы родственников, в третьей – разрешается не только подхоранивать, но и делать новые погребения.
Обратить внимание властей
Смоленское лютеранское кладбище – настоящий кладезь истории. Здесь свой последний приют нашли основатель Петербургского цирка Гаэтано Чинизелли (к слову, его могилу отреставрировали в 2014-2015 годах); мореплаватель, географ, полярный исследователь Петр Анжу, захоронение которого привели в порядок в 2017 году. Место нашлось легендарной и выдающейся личности – основателю науки о почве Василию Докучаеву.
«Его имя можно поставить наравне с именем Дмитрия Менделеева. Тем более у них были определенные отношения. Последний был оппонентом докторской диссертации Василия Васильевича под названием «Русский чернозем». Докучаев был человеком из простой семьи, сыном заштатного священника Смоленской губернии, поэтому весьма символично, что он похоронен именно на Смоленском лютеранском кладбище», – рассказывает научный руководитель Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева, профессор кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Борис Апарин.
Ученый был сугубо православным человеком, отмечает эксперт. Его супруга Анна Докучаева умерла раньше мужа и была похоронена на этом кладбище. Сама она была из лютеранской семьи. Напротив могил супругов находится захоронение матери Анны, которая пережила их, а после смерти Василия Докучаева попросила «высочайшее разрешение похоронить православного человека на лютеранском кладбище рядом с его женой».
«В 1996 году в Петербурге проходил крупнейший съезд почвоведов, в котором участвовали иностранные гости. Тогда научные сотрудники Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева, профессора из зарубежных вузов были обеспокоены состоянием могилы ученого и его родственников. Конечно, это были ужасные годы для всей России, грабежи, убийства. Тогда же украли кресты с могилы жены Докучаева и ее матери. Мы обратились к властям города, и захоронения привели в порядок. Кресты изготовили заново из мрамора, они несколько лет хранились в нашем музее, и только в начале 2000-х мы вернули их на место, как только в стране и городе стало спокойнее», – рассказывает Борис Апарин.
Сегодня сотрудники музея планируют обратиться к властям города, чтобы привести в порядок могилу Василия Докучаева. В 1990-е годы захоронению в какой-то степени повезло: крест с надгробия не украли из-за трещины в мраморе. Однако со временем место погребения пришло в ветхое состояние и сегодня нуждается в реставрации. Борис Апарин считает, что пришло время отреставрировать могилу выдающегося ученого. Во всяком случае, с такой инициативой сотрудники музея планируют обратиться к властям города в ближайшее время.