Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Расследуй это немедленно: «Девятая» с Евгением Цыгановым

«ПД» рассказывает о новом российском детективе, снятом в Санкт-Петербурге

Отечественный кинематограф делает очередную попытку показать Северную столицу в большом и дорогом фильме. Вновь на сцену выходит продюсер Александр Роднянский, который смог пригласить в проект не только первоклассных российских артистов, но и звезду британских сериалов. Идеальный задел для удачного кино. Речь о картине «Девятая», в которой повествование пойдет о серии ритуальных убийств и бравых блюстителях порядка, которые ловят преступника.

Ростов и Ганин идут по следу

Город на Неве в конце XIX века потрясла волна загадочных кровавых убийств. Преступник выслеживает только девушек. Его жертвами становятся дамы из разных сословий, а их обезображенные тела находят в разных концах Петербурга. На трупах злодей оставляет тайные послания, но эту головоломку не может решить ни один местный полицейский.

Преступление будут раскрывать опытный полицейский по фамилии Ростов (Евгений Цыганов) и скромный, но язвительный петербургский страж правопорядка Ганин (Дмитрий Лысенков). Эта пара довольно быстро выясняет, что убийца пытается совершить некий ритуал, но подробнее о нем может рассказать лишь артистка Оливия Рид (Дэйзи Хэд), которая способна видеть воспоминания умерших. Прорицательница она или шарлатанка, пока неизвестно, но одно понятно почти сразу – Рид должна стать последней, девятой жертвой маньяка.

Петербург в кино

«Девятая» – новый проект уже почти всемирно известного российского продюсера Александра Роднянского, который в 2016 году помог вернуть Санкт-Петербург в большое отечественное кино фильмом «Дуэлянт» под авторством режиссера Алексея Мизгирева. Тут публику ждала историческая драма с интересной визуальной составляющей, где даже атланты на Миллионной улице смотрелись как предвестники душевного наводнения, которое обязательно накроет героев Петра Федорова и Владимира Машкова.

В апреле 2018 года в Петербурге стартовали съемки нового фильм с подписью «Роднянский» в титрах. На «Девятую», как утверждалось, готовы были потратить порядка 450 миллионов рублей. Центр Северной столицы перекрыли для съемок, водителей и пешеходов не пускали в Соляной переулок, а также на улицы Пестеля и Замковую. Оперативно удалось снять ряд сцен на Никольском кладбище, возле Казанского собора и даже у подножья стрелки Васильевского острова. Все получившиеся кадры попали в фильм, сделав его по-настоящему петербургским, с легко узнаваемыми профилями набережной Невы и Фонтанки.

Не будем забывать, что «Девятая» рассказывает о событиях, которые якобы прошли пару веков назад, но серьезно облик города решили не менять. Кое-где асфальт залили бутафорской грязью, а пару-тройку зданий украсили старинные вывески. Про интерьеры помещений, где живут и сражаются герои, и говорить не стоит – шикарно подобранный реквизит.

Между «Гоголем» и «Потрошителем»

Скорее всего, «Девятую» также будут сравнивать с проектом другого именитого продюсера – Александра Цекало «Гоголь», в котором феерил и от души развлекался Александр Петров. Странное, но любопытное перевирание классики от Николая Васильевича превратилось в яркий и дерзкий детектив, где Олег Меньшиков, Евгений Стычкин и другие расследуют мистические преступления на том самом хуторе близ Диканьки. С другой стороны, у Цекало и режиссера Егора Баранова вышло шоу, а не серьезная история.

С «Девятой» все по-другому. Само собой, фильм активно поэтизирует мрачность и туманность Санкт-Петербурга, а юмор и самоирония тут полностью достались Лысенкову, который сыграл пока свою лучшую роль в карьере. Более того, «Девятая» отличается и от «Дуэлянта», и от «Гоголя» разрушением четвертой стены – герои (именно Ганин) общаются с публикой напрямую. Еще один любопытный трюк – комиксы, которые рисует Ганин. Эти картинки двигают историю расследования вперед, убирая все самые скучные моменты на страницы блокнота полицейского.

По накалу страстей «Девятую» лучше всего сравнить с «Улицей Потрошителя» – знаменитом британском сериалом от BCC, в котором убийства выглядят действительно пугающе, а злодеи похожи на настоящих исчадий ада. Если уж тема зашла о Туманном Альбионе, нельзя не упомянуть, что Роднянский приглашал в фильм британскую актрису Каю Скоделарио, известную по последней (пока что) части голливудской саги «Пираты Карибского моря», но в итоговом варианте «Девятой» ее не оказалось. Скоделарио заменила ее землячка Дэйзи Хэд, сыгравшая в многочисленных детективах: «Молодой Морс», «Доктор Мартин» и «Индевор».

В итоге лишь туман

Скажем еще раз о том, что «Девятая» разительно отличается от всех крупномасштабных фильмов, снятых за последние годы как в Петербурге, так и за его пределами. Это попытка создать серьезную криминальную драму, в которой найдется место и любви, и шуткам, и настоящей бесовщине, то есть магии. Само собой, отличие от других, уже пошумевших в прокате фильмов, не делает «Девятую» хорошим кино.

За режиссуру тут отвечает Николай Хомерики – блестящий постановщик авторских лент, которого лет 5 назад сумели переманить крупные студии, теперь заставляющие его трудиться над массовым кино. Сперва был «Ледокол» с Петром Федоровым, затем «Селфи» с Константином Хабенским, а теперь – «Девятая». Увы, но Хомерики в этих фильмах постепенно идет к регрессу, а не прогрессу и почитанию толпы.

Слабый сценарий Хомерики пытался украшать комиксами, веселил всех шутками, удачно подобрал роли для Цыганова, Юрия Колокольникова и Евгения Ткачука, снял пару-тройку залихватских экшен-сцен с огнем и драками на крыше кареты, но это не помогло. На убийцу нам намекают почти с первых кадров фильма, что напрочь убивает всю детективную составляющую. Без этого подтекста остается лишь следить за промозглыми сырыми улицами Петербурга и детективами, гуляющими туда-сюда без особого блеска в глазах. «Девятая» – далеко не история из романов Агаты Кристи, это театральная постановка, в которой было все для оваций, но остались лишь петербургский туман и ощущение, что тут ничего не произошло.

«Девятая» в кино с 7 ноября.

Закрыть