Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Инженер из Ленобласти построил железную дорогу и паровоз на своем участке

В поселке Ульяновка в Тосненском районе Ленинградской области в сентябре этого года появилась «паровая достопримечательность». Инженер Павел Чилин буквально на участке своего дома построил железную дорогу и сконструировал вместе с товарищем Сергеем Тереховым паровоз
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Мечта детства 

Большая железнодорожная мечта началась еще в детстве: мальчиком Павел отправился с родителями в Литву. На станции Швенченеляй он увидел небольшой железный паровозик. «Паровоз ехал, машинист на ходу выскакивал, переводил стрелки и запрыгивал обратно. Но больше всего меня поразило то, что у него был один буфер, а не как обычно два. Потом я уговорил родителей съездить на детскую железную дорогу. Воспоминания о ней засели во мне», – поведал «Петербургскому дневнику» Павел Чилин.

В студенческие годы петербуржец увлекся фотографией и объездил всю страну, снимая железную дорогу на камеру «Зенит». Больше всего его интересовала узкоколейка: ширина колеи на такой железной дороге меньше стандартной, строят их обычно для обслуживания промышленных предприятий и лесосек. Именно ее в будущем и сконструировал инженер. «Я очень любил фотографировать железную дорогу, а когда есть тема для путешествия, оно получается более интересным и насыщенным. У меня была конкретная цель: посмотреть, как были устроены дороги в разных частях, в тупиках или вспомогательных линиях»,  – рассказывает наш герой.

Уехать за город ради работы 

В 90-х, когда в России началась напряженная ситуация с работой, Павел уволился с завода, на котором проработал около 10 лет. В это время он начал создавать органы – а это дело трудное и шумное: небольшая квартира в Купчино старания мастера ограничивала – звуки мешали соседям. Да и душа мастера требовала раздолья. Тогда Павел решил, что пора переезжать за город. Живописный участок в поселке Ульяновка, почти со всех сторон окруженный водой, вместе с супругой они приобрели в конце прошлого века. Конечно, в то время местность для строительства железной дороги была совсем неподходящая – это было болото. С помощью заботливо высаженных сосен хозяин участка укрепляет землю. Правда, мешают «соседи»  – ондатры, поселившиеся неподалеку, но и с ними мастер на все руки уживается.

Появилось раздолье, и мечта детства стала воплощаться в реальность. Дорогу он делал из подручных материалов: бревен, брусьев. Весь секрет в отработанном моторном масле: он делает заготовки для шпал долговечными.

«В 1999 году мы сюда переехали. Появилось больше места, и я все чаще стал думать о своей железной дороге. В 2008 году я начал строить первый участок дороги, как раз чтобы поднимать его. Чем интересна военно-полевая дорога? Она не требует подготовки, особых земляных работ. Изначально было две железные дороги, с двух сторон, в итоге мы их соединили»,  – рассказал Павел Чилин. Сейчас дорога, состоящая из элементарной стальной полосы, достигает в длину 330 метров: есть в ней круг, развитие и стрелки. Небольшая железная дорога обслуживает весь участок и повышает плодородие местной почвы.

Начало строительства дороги совпало с рождением наследника: работу Павел начал, как только отправил супругу в роддом, и продолжал ее в свободное от забот о новорожденном сыне время. Сейчас сыну Валентину уже 11 лет, и, как это обычно бывает, мальчик пошел по стопам отца: увлекается точными науками, помогает отцу в работе и без труда сможет рассказать об устройстве паровой машины. 

Собственный паровоз 

С идей построить настоящий паровоз к Павлу в 2011 году пришел слесарь локомотивного депо Сергей Терехов. Познакомились они на одном из форумов для строителей железных дорог. До паровоза по дороге ездили вагонетки. «Я тоже об этом думал, но для меня одного эта история была неподъемная. Были вагонетки, которые я развозил по железной дороге, но это довольно просто. Даже ребенок совершенно спокойно сможет везти на ней тонну. Мы даже точного чертежа паровоза не делали, а только эскиз: прикинули, что он будет небольшим, наподобие паровоза военных лет. Он не игрушечный, весит около 800 килограммов», – рассказал Павел Чилин.

Два товарища начали потихоньку строить паровоз: купили трубу, из которой получился котел, дальше сделали паровую машину, раму, заказали колеса. Кстати, резали и варили в основном сами умельцы. На создание паровоза ушло около 8 лет: в свое первое мини-путешествие по участку он отправился в конце сентября. На участке есть даже самодельные мостики, перекинутые через ручейки.

Несколько дней назад паровоз, а также собственно изготовленный паровой катер отправились на зимовку. К следующему сезону «малыша» длиной в три метра покрасят и, возможно, прицепят к нему пассажирский вагон. «Паровоз еще не закончен, его надо привести в порядок, дорогу привести в порядок. Кстати, растопить паровоз – это довольно большое удовольствие, на это может уйти до четырех часов. В планах у нас – пассажирский вагон, который мы можем сделать в следующем сезоне»,  – отмечает мастер. Покататься на паровозе приходят уже со всей округи, прибегают одноклассники сына, приходят их родственники. Специально «пассажиров» Павел Чилин не приглашает, но никому в поездке не отказывает.

Пока паровоз на зимовке, «Данила-мастер» работает над органами: как признается сам Павел, в его доме стоит сразу несколько музыкальных инструментов. Один из органов, например, использовали для написания музыки к программе «Городок».

«Даже когда мы начали делать железную дорогу, я продолжал строить органы. Сейчас я делаю трубы для инструмента, недавно отвез орган в Алапаевский монастырь».

МНЕНИЕ 

Алексей Харнас, главный редактор газеты «Гудок»: 

«Первый раз слышу, чтобы на своем участке построили железную дорогу. 

Надо понимать, что это очень трудоемкий процесс, явно, что прошло несколько лет напряженной работы. Стоит только порадоваться за человека, который так увлечен темой и без преувеличения все свободное время отдает на это. Плюс, вы же понимаете, что вряд ли в свободном доступе можно найти чертежи такого паровоза. Когда их создавали, интернета еще не было. Это действительно серьезная библиотечная работа, разработки и инженерные решения. И мало просто их найти, нужно воплотить их в жизнь: понятно, что не было запчастей, которые можно использовать в готовом виде, узлов и агрегатов. Все сделано с нуля.

Конечно, за рамками оставляем вопрос о безопасности такой штуки. Явно никакой сертификации паровоз не проходил, но, с другой стороны, он использует его на своем участке и имеет право делать все, что хочет.
Я не знаю деталей, но, судя по всему, инженер использовал стандартную решетку для узкоколейки, а с ней тоже надо уметь обращаться, правильно укладывать путь. Там же не только паровоз катается, там ездят еще и груженные песком и гравием вагоны. Это серьезная инженерная работа – спроектировать путь так, чтобы он выдержал два-три прогона поезда.

О подобном, чтобы железную дорогу сделали прямо у себя дома, я еще не слышал. Я бы сказал, что это уникальный случай. Знаю людей, которые строили у себя на участке горнолыжные трассы, а вот чтобы железную дорогу строили, первый раз.

Есть увлеченные детскими железными дорогами. Они, кстати, почти все работают на стандарте узкой колеи. Эти фанаты своего дела технику любят, восстанавливают ее. Это люди с очень хорошим техническим образованием, а главное  – техническим опытом. Кто-то приходит сюда из моделизма, но мой опыт показывает, что настоящие моделисты, которые делают большие и сложные макеты, тоже имеют техническое образование.
Понятно, что в некотором роде такая работа тешит самолюбие мастера, и это хорошо. Есть чем гордиться».