Яндекс.Метрика
  • Алла Бережная, руководитель пресс-службы Русского музея

Алла Бережная: «Святой Руси» вернули ее цветовое звучание

До 25 ноября в сердце Русского музея, в Садовом вестибюле Михайловского дворца, можно увидеть одну из самых знаковых работ Михаила Нестерова – картину «Святая Русь»
Фото: Из личного архива А.Бережной

Посетитель, уже знакомый с залами Русского музея, удивится необычному местонахождению картины – гораздо привычнее видеть ее в Корпусе Бенуа. Картина торжественно вернулась в экспозицию после полугодовой реставрации. По этому случаю и было задумано ее первое за последние десять лет перемещение – в центр постоянной экспозиции.

Впервые картина «Святая Русь» была показана широкой публике в 1907 году в Санкт-Петербурге на персональной выставке художника, откуда сразу же отправилась в Музей Императорской академии художеств, а уже в 1921 году поступила в коллекцию Русского музея.

Картину восприняли неоднозначно: прогрессивные круги увидели в ней попытку примирения с несправедливой российской действительностью. Сам же Нестеров считал, что картина вносит успокоение в общество, взбаламученное революционными событиями. 

Художник говорил: «Картина сложная во всех отношениях, после нее хоть и на покой – все главное будет сказано».

Экспонат долго был под наблюдением реставраторов, которые постоянно проводили профилактические работы прямо на экспозиции.

Но со временем стало понятно: хронические болезни картины на месте не вылечить. Непростое предреволюционное время повлияло на художника: в течение шести лет Нестеров переписывал фигуры, менял образы, накладывал все новые слои краски, возвращаясь к написанию картины снова и снова. Со временем связь между многочисленными красочными слоями ослабла и требовала комплексного восстановления. Реставраторы Русского музея исследовали каждый сантиметр внушительного по размерам произведения!

Такая масштабная реставрация стала первой для этой картины за практически вековой период нахождения в музее. Теперь, по мнению специалистов, произведение предстало перед зрителями именно в том цветовом звучании, в котором она была задумана самим автором.

Закрыть