Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

«Рассказать правду о войне без лишней героизации»: как в Петербурге появился проект «Память говорит»

Арт-директор проекта «Память говорит. Дорога через войну» Евгений Попов рассказал, как создавались многометровые панорамные полотна и что хотели сказать авторы уникальной выставки, посвященной Великой Отечественной войне
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

В конце сентября в арт-пространстве «Севкабель Порт» открылась трехмерная панорама «Память говорит. Дорога через войну». Она создана творческой мастерской «Невский баталист» и рассказывает неприукрашенную историю войны через судьбу простого сельского учителя, ушедшего добровольцем на фронт. Посетители проходят путь от белорусской деревни через окопы Лужского рубежа и заснеженные перевалы Кавказа до Рейхстага.

Затем они оказываются в сегодняшнем дне и видят, как работают поисковики.

ОТ ЛИЦА ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ 

Как отметил арт-директор проекта «Память говорит. Дорога через войну» Евгений Попов, для каждого члена команды в выставке есть что-то личное.

В частности, для большей реалистичности руки скульптур лепились с реальных людей, участников проекта. А некоторые фигуры напрямую связаны с историей конкретной семьи. Например, в зале с беженцами стоит скульптура женщины с младенцем на руках, это бабушка автора панорамы Дмитрия Поштаренко. Причем все основано на исторических фактах, тут нет места вымыслу.

«Хотим показать, что война – это грязь, разрушенные судьбы, просто рассказать правду, без какой-то излишней героизации войны.

Единственный путь – показывать все от лица простых людей, которые прошли по тропе войны. Война принесла много горя в каждую семью, она никогда не должна повториться», – подчеркнул Евгений Попов.

Выставка максимально ушла от музейной практики, зритель буквально проживает различные эпизоды войны, тут нет барьеров, запретов или музейного смотрителя, дышащего в спину.

«Для посетителей важно, что они могут подойти поближе, потрогать экспонат, погрузиться в историю. Если у человека плохое зрение, он может подойти вплотную и изучить фигуру на ощупь. Эти ощущения помогают получить большее представление о событиях минувших дней», – отмечает арт-директор проекта «Память говорит. Дорога через войну».

ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ 

Для создания панорамных полотен, которые заставляют исчезнуть границы помещения и придают объем экспозиции, Евгений использовал огромное количество архивных фотографий. После сложной компьютерной обработки снимки стали основой для полотен. Например, сцена, где бойцы водружают красный флаг над Рейхстагом, почти полностью повторяет знаменитую фотографию.

«Тут много собирательных образов, которые оказывают сильное влияние на зрителя. При этом все это набор фактов из истории, которые показаны более концентрированно», – рассказал Евгений Попов. Он также добавил, что специальные нейросети помогли улучшить качество архивных снимков, и это позволило использовать детали, запечатленные на них, в общей композиции. Затем художники вручную прорисовывали полотна, убирая ощущение цифрового коллажа.

ЭПИЗОДЫ СРАЖЕНИЙ 

Сам Евгений выделяет для себя эпизод с битвой за Кавказ. Ему запомнился разговор с легендарным Михаилом Бобровым, зимой 1941 года укрывавшим шпиль Петропавловской крепости, а потом воевавшим на Кавказе.
С ним команда встречалась в процессе подготовки проекта. Бобров рассказал про бой в горах Кавказа 16 декабря 1942 года. Тогда советские военные взяли в плен двух солдат вермахта. А потом с одним из них – Отто Бауэром – Михаил Бобров встретился после войны в Италии. Каково же было удивление мужчин, когда они, разговорившись, поняли, что виделись в 1942-м.

Некоторые холсты художники рисовали с нуля. Так, на одном из них спокойное вечернее небо, поражающее своей красотой, диссонирует с яростным сражением на земле. «Ветераны рассказывали нам, как в 1945 году под Берлином им было страшно смотреть на цветущие яблони, которых было много в пригороде немецкой столицы, на фоне разрушенного города. Гармония природы среди смерти и разрухи», – говорит Евгений Попов. 

Отдельную сложность в подготовке экспозиции представлял процесс сшивания полотен. Высота полотна 6 метров, а печать позволяет сделать только 3 на 3 метра.

Необходимо было так связать между собой обе части, чтобы посетители ничего не заметили. В итоге многометровые полотна как бы раздвинули стены, стерлось представление, где реальные предметы, а где нарисованные на полотне детали. 

Напомним, что трехмерную панораму площадью 2000 квадратных метров закончили возводить в конце сентября. Экспозиция построена на средства президентского гранта. 

Планируется, что выставка будет работать до мая 2020 года.