Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Музеи: дух места плюс световой дизайн

Как музеям в цифровую эпоху сохранить свою уникальность и привлечь новых посетителей, не отпугнув при этом старых? Об этом говорили на международной конференции «Световой дизайн» в Главном штабе Эрмитажа

Кто из нас задумывался о том, почему та или иная картина висит именно на этом месте? Или почему в одном зале люди фотографируются, а другой проскакивают мгновенно? И уж вряд ли кто думал о том, какую роль во всем этом играет свет. Между тем 80% всей информации человек получает через зрение, а значит, благодаря свету.

КУРС НА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

«В жизни любого современного музея свет играет важнейшую роль, так как присутствует практически везде», – задала тон дискуссии гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. Она напомнила, что именно их музей одним из первых начал выстраивать трехмерные модели и использовать возможности мультимедиа.

Курс на новые технологии оказался оправданным. К примеру, успех, по словам Елены Кальницкой, имел культурно-исторический проект «Петергофские дачники» в Фермерском дворце парка «Александрия». Благодаря сочетанию классической музейной экспозиции и современного дизайна гости смогли не просто погрузиться в атмосферу летнего отдыха, но и почувствовать себя счастливцами-отдыхающими.

Не менее убедителен пример другого проекта – «Дом игральных карт». Создатели назвали его «музей-спектакль». Виртуальные инсталляции, видео, витрины с системой интерактивного освещения, оживающие экспонаты и даже «августейшие картежники», где одну из ролей исполняет народная артистка России Ксения Раппопорт, сделали свое дело.

«Признаюсь вам, что за два месяца посещаемость музея выросла в разы. Но нашей рекламой стало сарафанное радио. Каждый пришедший рассказал о нем своим знакомым. Мы хотим продолжить идею уже в Ораниенбауме», – рассказала Елена Кальницкая.

ПОГРУЖЕНИЕ В ИСТОРИЮ 

Самым ярким проектом года в Эрмитаже ведущий менеджер по освещению музея Екатерина Балахнина называет ребрендинг Советской лестницы – главного входа в здание Старого Эрмитажа. Особым вниманием туристов этот объект не пользовался, поэтому сотрудники музея решили изменить ситуацию. Они модернизировали светильники и снабдили их современными источниками света, сохранив при этом всю уникальность исторических интерьеров. «Сейчас Советская лестница перестала выполнять только утилитарные функции. Люди задерживаются на ней, фотографируются», – рассказала Екатерина Балахнина.

Среди других инновационных проектов – создание виртуальных моделей статуй и VR-фильм «Эрмитаж. Погружение в историю». Совершить виртуальное путешествие в прошлое Эрмитажа можно с помощью проводника – Константина Хабенского, который познакомит с Екатериной Великой и Николаем Первым, проводит в запасники музея и силой магии позволит пролететь над Эрмитажем.

«Для нас всегда было очень важно сделать так, чтобы человек восхитился увиденными предметами», – подчеркнул замдиректора Эрмитажа Алексей Богданов.

ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 

Новые технологии кардинально меняют жизнь и небольших музеев. Старший научный сотрудник Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова Лидия Адэр призналась, с каким трепетом они взялись за модернизацию исторической экспозиции. «Нам надо было вписать новое мультимедийное оборудование так, чтобы оно не диссонировало с подлинными предметами и интерьерами», – объяснила она. 

В результате квартира на Загородном, 28, кардинально преобразилась. Экспозиционный зал стал мультимедийным пространством, где гости могут не только познакомиться с жизнью композитора, но и послушать его произведения, представить себя дирижером, увидеть все грани музыки в цветном калейдоскопе и даже попробовать сочинить музыку. 

«Если раньше посетители пробегали нашу экспозицию за десять, максимум за тридцать минут, то теперь их и за три часа не выгнать. При этом цена билетов осталась прежней, вполне демократичной – 50-100 рублей», – рассказала Лидия Адэр.

КОНКРЕТНО

60 раз – во столько увеличилась за 2 месяца посещаемость музея-спектакля «Дом игральных карт» в ГМЗ «Петергоф» после создания там виртуальной экспозиции и внедрения элементов мультимедийного шоу.

Закрыть