Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Олег Капитанов: «Если оставить нашу сферу без внимания, будет хаос»

Как в нашем городе мирно уживаются многочисленные диаспоры
Олег Капитанов Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Накануне в Петербурге отметили День народного единства. Член правительства Санкт-Петербурга и председатель городского Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики Олег Капитанов рассказал, как в нашем городе мирно уживаются многочисленные диаспоры.

– Давайте вспомним события, которые произошли в июне. Идет заседание правительства, и тут Александр Беглов предлагает вам возглавить комитет…

– Накануне заседания, то есть 24 июня, в региональном отделении ЛДПР проходила видеоконференция. На ней лидер партии Владимир Жириновский отметил, что партийцы должны стремиться занять места в органах исполнительной власти.

Когда на следующий день Александр Дмит­риевич предложил мне занять пост председателя комитета, я согласился. Со стороны могло показаться, что я был готов к этому. Но это не совсем верно. Просто все удачно совпало. О моем решении оставить пост руководителя фракции ЛДПР в городском парламенте и перейти в исполнительную власть не жалею ни я, ни партия.

– Изменились ли ваши отношения с Владимиром Жириновским? Недавно вы опубликовали фотографию, на которой пожимаете друг другу руки.

– Мое отношение к Владимиру Вольфовичу и ЛДПР осталось неизменным. Уверен, принятое решение пойдет в плюс – как городу, так и самой партии. Ведь, делая выбор, я опирался на рекомендации лидера партии. Тем более что ротация кадров необходима для повышения эффективности любого управленческого процесса. Главное на новой должности – сохранить наработки предыдущего руководителя, использовать лучшие из них и двигаться дальше. Нельзя начинать с нуля. Каждый человек ставит определенные цели, но не всегда успевает их достигнуть. На его идеи можно взглянуть свежим взглядом, развить их и предложить что‑то свое.

– Итак, вы стали председателем комитета. Уже успели освоиться в новой должности? К слову, чем отличается работа в исполнительных органах госвласти от работы в законодательных?

– Когда я работал в парламенте, то много внимания уделял работе с гражданами, что, кстати, является одной из важнейших составляющих в работе депутата. Не менее важным направлением было, разумеется, законотворчество. 

Работа в комитете имеет более узкую направленность. Но это не значит, что работы сейчас стало меньше, скорее, наоборот! Здесь есть конкретное направление, свои задачи, и ты погружаешься в работу с головой, чтобы поддерживать работоспособность комитета. 

В работе с миграционной политикой и межнациональными отношениями мелочей нет. Зато есть огромное количество тонкостей, культурных и социальных. Это очень важная сфера, которая влияет на жизнь всего города. Если оставить ее без должного внимания, будет хаос. Роль комитета в налаживании взаимопонимания между членами нашей большой многонациональной семьи неоценима. Большое значение играет и Дом национальнос­тей – он объединил под своей крышей людей 137 национальностей, живущих в городе. Это огромный пласт, каждая диаспора представляет свою культуру, язык. 

Отмечу, что в Петербурге уже несколько веков мирно живут представители различных национальностей и конфессий. Мы обязаны сохранить эту традицию и передать свой опыт в другие регионы и даже страны.

– Какие направления в работе комитета приоритетные?

– Наша главная задача – поддержка дружеских отношений между различными национальностями, гармонизация. Ведь все мы являемся жителями Санкт-Петербурга, единым сообществом. 

Другое важное направление – регулирование миграционной политики. Прежде всего это касается трудовых мигрантов. Сегодня выстроена система по контролю за приезжими, однако назвать ее идеальной пока нельзя. 

Мы должны сделать эти процессы максимально прозрачными, чтобы всегда иметь актуальную информацию о количестве мигрантов, их деятельности, о том, где конкретно они живут, где учатся их дети. Эта информация есть и сейчас, но, как говорится, нет предела совершенству. Если остановить эту работу, пойдет рост криминала. Давайте посчитаем. Минимальный размер оплаты труда в Санкт-Петербурге – 19 тысяч рублей. При прожиточном минимуме 11,3 тысячи. То есть на меньшую сумму, чем эта, прожить не получится. Но если мигрант работает за 10 тысяч, возникает вопрос: как ему удается выживать и еще отправлять деньги на родину? Волей-неволей возникают мысли о незаконном обогащении.

– Какое участие комитет, который вы возглавляете, принимает в урегулировании межнациональных конфликтов? Как известно, они, увы, иногда все же возникают в Петербурге.

– Чаще всего проблемы возникают с теми, кто прибыл в город относительно недавно. Вспомним сентябрьскую массовую драку между дагестанцами и азербайджанцами у станции метро «Проспект Славы». После случившегося мы провели встречу с представителями общественных объединений и правоохранителями. 

Проблема в том, что, прибывая в Петербург, ребята попадают в незнакомую культурную среду. Мы прикладываем все усилия, чтобы решить эту проблему.

Город плотно работает с национальными культурными автономиями (это организации, которые зарегистрированы в Минис­терстве юстиции Российской Федерации и имеют юридический статус). Приглашаем к сотрудничеству представителей религиозных конфессий и диаспор. Но, по‑хорошему, подготовка к поездке в другое государство должна идти в стране исхода, то есть на родине мигранта.

– Как контролируются миграционные потоки?

– В прошлом году было выдано около 350 тысяч миграционных карточек, свидетельствующих о том, что человек пересек границу с целью работать в Петербурге. По данным за 2018 год, из них легализовались порядка 236 тысяч – это люди, которые получили патент. А что с остальными? Далеко не всегда удается получить информацию об их деятельности. Очевидно, что часть из них работают в Ленобласти или уезжают в Москву, другие регионы. Но оттуда часть мигрантов также перемещается и к нам.

Повторюсь: мы должны видеть, сколько на территории города трудовых мигрантов, и понимать, чем они занимаются. Это, к слову, нужно и для того, чтобы их права не нарушались работодателем.

Поэтому еще одно приоритетное направление в нашей работе – внедрение электронной карты мигранта. Она нужна для контроля за миграционными потоками и оперативного учета трудовых мигрантов. Такая карта – это пластиковый документ со встроенным чипом. На ней будут персональные данные гражданина: его фотография, отпечатки пальцев и информация о месте работы. Карта позволит исключить подделку документов, в том числе при оформлении патента. Подобные системы успешно работают в Европе. Главное, что это будет единая электронная система. Кроме того, мы получим информацию о работодателях, а это позволит выявлять нарушения трудового законодательства с их стороны.

Отмечу, иной раз нарушения возникают потому, что организации, принимающие на работу мигрантов, не всегда знают установленный порядок при найме иностранных рабочих. Те же физические лица, которые летом приглашают приезжих поработать на дачном участке, должны соответствующим образом оформлять эти трудовые отношения. Но этого же никто не делает! 

Мы должны дать систему, понятную как нашим гражданам, так и мигрантам. Зачастую иностранцы приезжают семьями. Один легализуется, другой – нет. Одни говорят, что дорого, другие – что непонятно, куда идти для оформления. Поэтому, как правило, такие люди приходят к своим родственникам или знакомым, платят им деньги за «помощь». Через «брата-свата» они платят 25‑30 тысяч рублей, чтобы легализоваться, а родственник идет в миграционный центр, сдает за них документы, платит около 17 тысяч и разницу оставляет себе. А люди же на заработки приезжают, они каждый рубль считают!

Так из‑за различных посредников стоимость легализации растет. Некоторые живут 2-3 месяца и возвращаются домой, потому что стоимость легализации через родственников и друзей равна стоимости билетов туда-обратно. Кто‑то и вовсе не легализуется. Довольно часто мигранты покупают поддельные чеки, чтобы не платить налоги, и с этим тоже предстоит разбираться. 

Так что система создана, а ее слабые места очевидны и корректируются. В ближайшее время мы получим прозрачную отлаженную систему контроля трудовых мигрантов. Планируется, что она будет способствовать и наполнению городского бюджета.

– В сентябре 2019 года депутаты городского парламента утвердили вице-губернаторов Санкт-Петербурга и членов городского правительства. Вы стали частью этой команды.

– С приходом Александра Беглова в городе закипела работа, ожили районные администрации, заложена основа для необходимых реформ. Как следствие, стать частью команды, работающей над конкретными решениями по улучшению жизни в Петербурге, которая уже добилась очень многого, для меня важно и ответственно. Как член правительства, я в курсе проблематики всего города. Проблем еще немало, но теперь есть политическая воля и команда для их скорейшего решения.

СПРАВКА
Олег Капитанов родился 22 января 1979 года в Ленинграде. В 2011 году окончил Санкт-Петербургскую государственную лесотехническую академию имени С.М. Кирова. С 2014 года – член ЛДПР. В сентябре 2016 года избран депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга 6‑го созыва, где возглавил фракцию ЛДПР. В 2019 году стал членом правительства Санкт-Петербурга и председателем Комитета по межнациональным отношениям. Женат, воспитывает четырех дочерей.

Закрыть