Как «водородные трамваи» сэкономят бюджет Петербурга

На Московском проспекте прошли испытания первого в РФ транспортного средства, работающего от электроэнергии, получаемой от использования водорода. «Водородные трамваи» помогут значительно сэкономить городской бюджет.
Реализация проекта такого трамвая началась летом 2016 года. Специалисты «Горэлектротранса» и филиала ЦНИИ СЭТ ФГУП «Крыловский государственный научный центр» разработали новую систему генерации электроэнергии и интегрировали ее в существующий трамвайный вагон модели ЛМ-68М, проходящий капитальный ремонт и модернизацию. Именно он и выехал сегодня на Московский проспект.
Новшество в том, что «водородный трамвай» работает без использования токоприемника, т. е. независимо от уличной контактной сети, электроэнергия вырабатывается у него на борту. Выработку электроэнергии осуществляет электро-химический генератор с использованием водорода, необходимый запас которого хранится в баллонах на борту вагона.
«Основная проблема при реализации проекта была в том, чтобы совместить оборудование, которое управляет топливным элементом, с оборудованием, обеспечивающим управление трамваем. Сейчас водородная установка занимает почти половину вагона, но конструкторы уменьшат ее до габаритов стандартного электротехнического шкафа», – рассказал начальник Службы технической политики петербургского «Горэлектротранса» Сергей Китаев.
Эксперты уверены, что все старания себя оправдают, так как «водородные трамваи» будут существенно экономить бюджет города.
«Не нужно возводить тяговые подстанции за 100-150 миллионов рублей. Не надо строить, поддерживать и эксплуатировать контактную сеть, строительство километра, которой стоит порядка 14 миллионов рублей. Не нужно обслуживать и поддерживать кабельную сеть, километр которой оценивается около 12 миллионов. Нужны только водородные подстанции, строительство каждой из которых будет обходиться не дороже 20 миллионов. Одной станции в трамвайном парке или в конце трамвайного маршрута, на разворотном кольце будет достаточно», – объяснил Сергей Китаев.
При этом существующие тяговые подстанции не у дел не останутся.
«Энергию, которую они производят, можно использовать для других нужд города, например, для зарядки электромобилей», – добавил Китаев.
«Водородные трамваи», как и обычные трамваи, смогут развивать скорость от 70 до 100 километров в час.
Многие, услышав слово «водород», сразу вспоминают о бомбе, однако заместитель директора ЦНИИ СЭТ по направлению водородной энергетики Игорь Ландграф уверяет, что технология абсолютно безопасная: «Вероятность возникновения взрывов и пожаров очень мала, если, конечно, специально не задаться такой целью».
Испытания «водородного трамвая» прошли удачно, однако это всего лишь экспериментальный образец. Настоящие «водородные трамваи» смогут начать работать в городе только через три-четыре года при условии, что финансирование проекта начнется в первом квартале 2020 года.
Появление «водородных трамваев» целесообразно в первую очередь на вновь строящихся территориях. Что касается старых районов, то необходимо дождаться, когда существующей инфраструктуре потребуется ремонт. «Вот тогда можно отказываться от контактной сети», – отметил Китаев.
