Историк моды Мэган Виртанен: «В 1970-х годах веганство упаковали в красивую коробку для среднего класса»
1 ноября – международный день вегана. Этот праздник появился не так давно – 25 лет назад. Основа питания веганов заключается в потреблении необработанных растительных продуктов. Они отказываются от мяса, часто поддерживают экологичные тренды и продвигают идею осознанного потребления. Историк моды, культуролог и коллекционер Мэган Виртанен провела лекцию «FF: Fashionfood, в которой рассказала о причинах изменения стандартов идеального тела и их связи с историей диет и систем правильного питания. После лекции слушатели посмотрели нашумевший в свое время фильм «Сахар», который развенчивает мифы о пищевых привычках человека.
«Мясо, фаршированное мясом под мясной подливкой»
Не всегда люди отказывались от мяса из-за этических соображений или ради своего здоровья. В 19-м веке об этом думали нечасто. Только в 1870-1880-х годах люди начали задумываться о том, как питаться правильно. Правда, здоровым питанием было не то, что распространено сейчас. Основной его целью были борьба с рахитом, пеллагрой и цингой. Уже по мере того, как совершались научные открытия, выяснилась роль витаминов, появилось понимание белков, жиров и углеводов, люди пересмотрели сбалансированность питания.
«Но роль овощей, фруктов и зелени в питании пока оставалось непонятной. Поэтому питание богатых людей – что викторианцев, что эдвардианцев – описывается очень просто. Это мясо, фаршированное мясом под мясной подливкой. То есть практически полностью мясной рацион. Поэтому подагра была очень распространенным диагнозом – полностью белковое питание в итоге приводило к болезни, но в то время все равно считалось хорошим», – рассказала Мэган Виртанен.
И если вегетарианское движение давно известно в России по опыту Льва Толстого, который изменил свои пищевые привычки в 50 лет, то слово «веганство» появилось благодаря «Веганскому обществу» Дональда Уотсона только в середине 20-го века. Слово составлено из трех первых и двух последних букв английского слова «вегетарианец», поэтому оно словно означает начало и конец вегетарианца.
От хиппи до веганов
Чтобы прийти к феномену вегетарианства и веганства, питание изменялось десятки раз. Оно зависело как от внешних причин – войн между странами, новых технологий, так и прихотей маркетологов. От пышных форм люди доходили до крайней худобы, от спортивного сложения до тренда бодипозитива – принятия тела в любом комфортном для себя виде.
«Веганство и вегетарианство не повлияли на стандарты внешности человека. Скорее всего, произошло другое – социальные причины вызвали идеи вегетарианства и веганства. Они начали развиваться сначала в Соединенных Штатах в 1960-е годы, а потом и захватили Европу. Процесс шел и вместе с другими идеями – хиппи и их коммуны, увлечение Индией, Востоком, попытка отказа от стандартов отцов и идеалов индустриального и капиталистического общества, увлечения разнообразными практиками и самообразованием. Сначала мода развивалась в небольших кругах. А уже в 1970-х годах веганство и вегетарианство упаковали в красивую коробку для среднего класса и начали продвигать, что вылилось и в другие направления. К примеру, в йогу без философского подтекста – «йогу для офисных работников», как я ее называю. Сюда же активно внедрили переход на веганство и вегетарианство», – рассказала Мэган.
Представление о типе фигуры или идеальном теле для приверженца здорового питания сформировать вполне возможно. Но описать определенный тип человека-вегана достаточно сложно. Скорее, это социальная идея, чем физическая оболочка. Поэтому Мэган отметила, что принцип «конвейера» – шаблонных фигур – здесь применить сложно.
«У немок один тип фигур, у англичанок – другой, у американок третий. И у русских несколько сформировавшихся типов внешностей и фигур.
Поэтому веган из России не может поставить себя в ряд с веганкой-китаянкой или жительницей республики Чад. Такой подход здесь не подойдет», – отметила она.
«Нужно постоянно думать о балансе»
Веганство напрямую связано с экологией и идеей осознанного потребления. «На моду так или иначе влияет все, но прямое воздействие веганства проследить сложно. Однако обычно его представители активно участвуют в экологических мероприятиях и поддерживают идею осознанного потребления. Если говорить об экологичном тренде в целом, то появляются экоткани. Уже и крупные марки начинают «ездить» на этом, что больше уступка общественному мнению. Но появляются и нишевые марки, которые делают это искренне. Однако разговоры об ответственном потреблении упираются в вопрос: а что на самом деле экологично? Идут пресловутые споры о том, какой мех выбрать – натуральный или искусственный. Второй этичнее, но выделяет так много выбросов при производстве, что вроде как и не нужно. А натуральный хлопок загрязняет природу. Нужно постоянно думать о балансе», – объяснила Мэган Виртанен.
Она отметила, что ответственное потребление – тренд не только долгоиграющий, но и объективный. Он возник неслучайно. Ресурсов становится меньше, а население и потребление вещей постоянно увеличивается. Современный человек больше покупает, выбрасывает и заменяет. Поэтому тренд на осознанное потребление будет жить еще долго, а позже пойдет по нарастающей.