Следующий автобус – завтра: могут ли пассажиры повлиять на не соблюдающих расписание водителей
Первый шаг очевиден: закачать в телефон приложение Spb Transport Online. Они довольно достоверно рисуют карту: где находится каждый автобус, троллейбус, трамвай. И если пассажир увидит, что на дистанции нет ни одного нужного автобуса, то не стоит обольщаться, а лучше сразу вызывать такси. Для тех, кто пользуется трамваями, имеет смысл посмотреть также, нет ли трамвайных пробок на маршруте, например из-за ДТП на путях. А то получится, что сядешь в трамвай, проедешь остановку, а потом все равно придется выйти.
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», – объяснил ситуацию сотрудник ОРГП «Организатор перевозок», который на условиях анонимности рассказал, как составляются расписания.
«Мастерство диспетчера проявляется только в случае глобальных задержек движения – долгие ДТП и простои, пробки из-за кортежей и ремонтов. Так что не надо кивать на диспетчеров, если график нарушается в обычной обстановке: виноват не диспетчер, а заведомо невыполнимое расписание», – отметил он.
Есть такая вещь, как компенсационные стоянки – заранее предусмотренные зазоры между рейсами. Если их в нужный момент сокращать, то все автобусы с конечной будут отъезжать по графику. Но чаще пробег составлен впритык и срезать со стоянок нельзя ни минуты. А стоянки короткие: у вожатого трамвая обед длится только 30 минут, а у водителя троллейбуса и вовсе 15.
«Например, я работал в диспетчерской на Оккервиле, курировал 27-й троллейбус и заранее знал, с какого наряда начнутся опоздания. А предпринять не мог ничего. И даже на Невском с его выделенной полосой никто из составителей расписания не учитывает график движения в вечернее время с его пробками на Восстания», – заявил эксперт.
Он также посетовал, что иногда диспетчеры подсылают в особо страдающий район дополнительный трамвай или троллейбус, используя хитрые обходные трассы. Но это расслабляюще действует на тех водителей, которые застряли в пробке: они в этот момент отдыхают и не предпринимают ничего, чтобы из пробки вырваться.
Отметим, что в Западной Европе пассажиров не приносят в жертву трудовому кодексу: там работает практика смены экипажа на линии, а не только в парке или на конечной.
«У нас расписание подгоняется под график смен, чтобы водитель не выходил в рейс, не отдохнув должным образом, – разъяснил специалист компании «А+С Транспроект» Владимир Валдин. – А в других странах это не проблема, потому что водителя сменят прямо на маршруте». Именно эту практику он посоветовал внедрять транспортным реформаторам.