Яндекс.Метрика
  • Екатерина Омецинская

Екатерина Омецинская: «Пример уважения к Господину Артисту»

Спектакль «Король Лир» Национального старого театра в Кракове, показанный на Театральной олимпиаде, прошел без исполнителя заглавной роли Ежи Гралека
Екатерина Омецинская: «Пример уважения к Господину Артисту» Фото: «Петербургский дневник»

Спектакль «Король Лир» Национального старого театра в Кракове, показанный на Театральной олимпиаде, вместе с восхищением свободомыслием и режиссурой Яна Кляты вызвал желание задуматься о простой, но определяющей театр вещи.

Резкая для католической Польши постановка, в которой дряхлеющий Лир вовсе не король, а сам римский понтифик, передающий власть преемникам, получила награду «Золотой Йорик». А вскоре не стало исполнителя заглавной роли Ежи Гралека. С уходом актера, отдавшего этому театру 30 лет жизни, казалось, должен был умереть и «Король Лир»… Но постановка живет и в отсутствие артиста. Точнее, Гралек продолжает присутствовать на сцене как портретное изображение, «крупный план» на экранах по обе стороны сценического портала. Возможно, кто-то усмотрит в необычном решении режиссера попытку удержать в афише «золотоносный» спектакль.

Секрет театрального искусства заключается в его мимолетности, сиюминутности. Большинство режиссеров болезненно относятся к необходимости вводов на роли других исполнителей в связи с болезнью или отсутствием выпускавших премьеру «игроков».

Именно эта фактическая неповторимость дает возможность рождения великих спектаклей. Любое вторжение в сложившийся организм постановки может парадоксально изменить не только конкретный образ, в который вложены актерские талант и душа, но и смысл всего задуманного изначально творческого высказывания. И оттого поступок польского режиссера для меня пример проявления уважения к Господину Артисту. Уважения, о котором нынче многие забывают.

Но, думается, Клята попытался отдать дань уважения артисту, память о котором сохраняет энергетику спектакля.



Закрыть